Буддийские артефакты в пространстве выставок, посвященных паломничеству по храмам бодхисаттвы Каннон

Юрий Леонидович Кужель

Аннотация


Цель статьи — на примере буддийских предметов, представленных на специализированной выставке 2020 г. в Киото и других юбилейных показах, продемонстрировать, что зарождение и развитие одного из самых важных паломничеств по храмам бодхисаттвы Каннон в Сайкоку сопровождались созданием скульптурных произведений искусства и объектов культа, которые причислены к образцам художественного творчества народа. Презентация движимых экспонатов вне храмовых стен дала возможность широкому кругу посетителей-японцев познакомиться со средневековым искусством и еще раз определить свою национальную принадлежность и идентификацию. Выставочные залы предстали как важное культурно-историческое пространство для обозрения, восприятия и осознания творческого содержания экспонатов, обладающих эстетическими достоинствами. Визуализированные по-новому, благодаря транслокации, они если и утратили на время культовую природу, но их философско-эстетический аспект не оскудел, символические функции не ослабли. Исследование показало, что выставочные объекты как первоисточник знаний обладают большим информационным потенциалом, исторической, мемориальной и художественной ценностью. Экспонаты-знаки являются носителями представлений, суждений, чувств их творцов и воздействуют на эмоциональную сферу посетителей, создавая коммуникативное пространство. Предметы пластического и изобразительного искусства, религиозные атрибуты, обладающие символической значимостью, выступают в качестве национальных кодов и могут через связь с легендарными именами и событиями воздействовать на духовную сферу посетителей. Памятные выставки, посвященные паломничеству в Сайкоку, дали возможность зрителям познакомиться с традициями, историей, артефактами, которые расширили представление о таком важном культурологическом феномене, как паломничество.


Ключевые слова


паломничество; буддийское искусство; экспозиция; музей; экспонат; артефакт; скульптура; мандала

Полный текст:

PDF

Литература


Вера и сокровища 33 храмов в Сайкоку [Электронный ресурс]. URL: https://artexhibition.jp/topics/news/20200805-AEJ278656/ (дата обращения: 18.04.2023). (На яп. яз.).

Виноградова, Н. А. (2010) Иконографический канон японской космогонической картины Вселенной — мандала // Китай. Корея. Япония. Образ мира в искусстве. М. : Прогресс-Традиция. С. 228–246.

Герасимова, М. П. (2014) Из истории учреждения музеев в Японии // Восток. № 5. С. 87–97.

Государственный музей Киото [Электронный ресурс]. URL: https://www.kyohaku.go.jp/jp/about/facilitiesGosudarstvennyy muzey Kioto (дата обращения: 18.04.2023). (На яп. яз.).

Государственный музей Киото «Посещая святыни — вера и важные сокровища 33 храмов в Сайкоку» [Электронный ресурс]. URL: https://www.kyohaku.go.jp/jp/learn/home/yomimono_data/0109/ (дата обращения: 18.04.2023). (На яп. яз.).

Достопримечательности. Посещая святыни. Вера и сокровища 33 храмов в Сайкоку [Электронный ресурс] URL: https://saikoku2020.jp/highlights/ (дата обращения: 18 04.2023). (На яп. яз.).

Климов, В. Ю. (2010) Краткий обзор письменных источников, посвященных Высокомудрому Рэннё // Кюнеровский сборник. Вып. 6. СПб. : РАН. 382 с. С. 203–211.

Кужель, Ю. Л. (2018). XII веков японской скульптуры. М. : Прогресс-Традиция. 455 с.

Кужель, Ю. Л., Бреславец, Т. И. (2022) Семантика атрибутов японской буддийской скульптуры // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия История, филология. Т. 21. № 10. С. 89–101.

Кужель, Ю. Л. (2012) Мир японского паломничества. М. : Книгодел. 327 с.

Оставшийся фрагмент сутры Тысячерукой Тысячеокой Каннон, переписанной Гэмбо, — национальное сокровище) [Электронный ресурс]. URL: https://emuseum.nich.go.jp/detail?langId=ja&webView=&content_base_id=101016&content_part_id=0&content_pict_id= (дата обращения: 18.04.2023). (На яп. яз.).

Первое паломничество в 33 храма Сайкоку (2008) / под ред. M. Ёритоми. Toки о: Нихон хосо сюппан кёкай. 159 с. (На яп. яз.).

Сакураи, M. (2008) Паломничество в Сикоку. Toкио : Нихон хосо сюппан кёкай. 290 с. (На яп. яз.).

Сираки, T. (2008) Паломническая мандала, которая распространила паломничество по тридцати трем храмам Сайкоку по всей Японии // Первое паломничество в 33 храма Сайкоку / под ред. M. Ёритоми. Toкио : Нихон хосо сюппан кёкай. С. 38–39. (На яп. яз.).

Скульптура Фугэн Эммэй. Храм Мацуо. Киото [Электронный ресурс]. URL: https://wanderkokuho.com/201-00062/ (дата обращения: 18.04.2023). (На яп. яз.).

Сомэкава, Ю. (2020) Специальная выставка, посвященная 1300-летию начала паломничества по 33 храмам в Сайкоку, «Посещение святынь — вера и сокровища». Национальный музей Киото [Электронный ресурс]. URL: https://www.kyotodeasobo.com/art/report/saikoku33-report.html (дата обращения: 18.04.2023). (На яп. яз.).

Сто святынь бодхисаттвы Каннон впервые в одном месте — От Сайкоку, Бандо, Титибу к вокзалу Токио [Электронный ресурс]. URL : https://www.tokyo-np.co.jp/article/243797 (дата обращения: 18.04.2023) (На яп. яз.)

Танака, Ю. (2008) Мир буддийских скульптур. Tокио : Нихонбунгэйся. 255 с. (На яп. яз.).

Kobayashi, T. (1975). Nara Buddhist Art: Tоdaiji. In 30 vol. Vol. 5. New York, Tоkyо : Heibonsha.157 p.

Мori, H. (1977) Japanese Portrait Sculpture. Tоkyо : Shibundо. 174 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2023.3.12

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru