Междисциплинарные подходы в музыкальной практике
Аннотация
В статье рассматривается практическое применение музыки в разных сферах жизни человека, описываются феномены музыкального воздействия на психику, физиологию и трудоспособность. Авторами предлагается предметно-ориентированная систематизация музыкальных практик, раскрывается их многогранность и междисциплинарность, выявляется проблематика и возможности развития этой области. Вводится понятие «музыкальная практика» как более широкое по сравнению с понятием «музыкальная терапия». Представленный подход отличается от принятого в музыкально-профессиональной и теоретико-музыкальной сферах ориентацией на практические запросы, однако он может быть важен для системного понимания многообразия музыкальных феноменов в контексте разных областей знаний.
В психологической практике и психиатрии музыка помогает справляться с эмоциональными переживаниями, стабилизирует психическое состояние. В нейрореабилитации — способствует восстановлению высших психических функций. В соматических отделениях — применяется для регуляции физиологических показателей пациента. На производстве — снижает утомляемость и способствует эффективности трудовых процессов. В спорте — способствует повышению мотивации, улучшению скорости реакции и выносливости.
Дальнейшее исследование музыкальных практик позволит значительно продвинуться в понимании и последующем умении применять музыкальные практики для достижения прикладных целей. Изучение музыкальных практик предполагает синтез предметного знания, психологических закономерностей и математического моделирования, что, в свою очередь, согласуется с синергетическим подходом.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Бондарев, А. Г., Болдырева, Т. В. (2019) Музыка как элемент сенсерного маркетинга с целью увеличения объема продаж // Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика : сб. науч. ст. 9-й Международной научно-практической конференции, Курск, 31 мая 2019 года / под ред. Е. А. Болычевой. Курск : Юго-Западный гос. ун-т. Т. 1. 320 с. С. 89–94.
Выготский, Л. С. (2000) Психология искусства. СПб. : Азбука. 416 с.
Готсдинер, А. Л. (1993) Музыкальная психология. М. : Малое изд. предприятие NB Магистр. 190 с.
Декер-Фойгт, Г.-Г., Оберэгельсбахер, Д., Тиммерманн, Т. (2021) Учебник по музыкальной терапии. М. : ИД «Городец». 544 с.
Дубогрызова, И. А., Зезюля, В. С., Полехин, В. Г. (2018) Музыкальное сопровождение как повышение эмоционального фона занятий по физической культуре // Современные тенденции развития фундаментальных и прикладных наук : материалы Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф., Брянск, 12 марта 2018 года / под ред. С. А. Коньшаковой. Брянск : Брянский гос. инженерно-технолог. ун-т. 353 с. С. 334–337.
Киселева, В. В., Ковынева, Л. В. (2021) Фоновая музыка в ресторане как инструмент воздействия на потребителя // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке : труды Всерос. науч.-практ. конф. творческой молодежи с междунар. участием (Хабаровск, 20–23 апреля 2021 г.) : в 2 т. / под ред. А. Р. Едигаряна. Хабаровск : Изд-во ДВГУПС. Т. 2. 443 с. С. 394–397.
Кондратьев, Б. Ф., Антонова, О. В. (2002) Задачи, содержание, методика и организация прикладного использования функциональной музыки в спорте // Современные технологии и научно-технический прогресс: тез. докл. науч.-техн. конф. / науч. ред.:В. Я. Бадеников, Л. Б. Кривдин, А. Л. Истомин. Ангарск : Ангарская гос. техн. академия. 130 с. С. 123–124.
Константинова, И. С. (2019) Музыкальные занятия с особым ребенком: взгляд нейропсихолога. 4-е изд. М. : Теревинф. 392 с.
Костина, А. В., Хорина, Г. П. (2022) Культура массового общества: от крестьянского фольклора — к городской песенности // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 108–119. DOI 10.17805/zpu.2022.3.9
Лобинь, Г. (2022) Пути и направления использования музыкальной терапии в китайской школе // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. Т. 10. № 2 (37). С. 191–204.
Лурия, А. Р. (1973) Основы нейропсихологии. М. : МГУ. 373 с.
Красота и гармония в цифровую эпоху: Математика — Искусство — искусственный интеллект. Будущее и гуманитарно-технологическая революция (2021) / Г. Г. Малинецкий, В. Э. Войцехович, И. Н. Вольнов, А. В. Колесников, И. Р. Скиба, Э. М. Сороко. М. : Ленанд. 240 с.
Малинецкий, Г. Г., Новикова, Г. В. (2022) Образовательный вызов России // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 32–51. DOI 10.17805/zpu.2022.1.3
Некишичев, М. В. (1989) Индивидуально-личностные особенности студентов музыкально-педагогического факультета на разных стадиях обучения // Вопросы психологии. № 5. С. 35–44.
Орлова, Е. М. (2014) Вопросы музыкальной психологии в творчестве В. М. Бехтерева // Теория и практика общественного развития. № 10. С. 77–80.
Осокин, Д. А. (2019) Повышение спортивных показателей курсантов МЧС России, занимающихся смешанными единоборствами, посредством занятий спортом с прослушиванием специальной музыки // Вопросы педагогики. № 11–2. С. 196–198.
Павлов, А. Е. (2008) Коррекционно-развивающее влияние занятий музыкой на нейрокогнитивное развитие детей начальной школы : автореф. дис. … канд. психол. наук. 24 c.
Пельменева, Н. В. (2016) Арт-терапия на уроках музыки в современной школе в условиях реализации ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования в России. № 43. С. 81–85.
Петрушин, В. И. (1999) Музыкальная психотерапия: Теория и практика : учеб. пособие для студ. вузов. М. : Гуманит. изд. центр «Владос». 176 с.
Савватеев, А. В. (2021) Введение в арифметику остатков. 100 уроков математики [Электронный ресурс] // Дети и наука. Курсы. URL: https://childrenscience.ru/courses/sav/11/1/ (дата обращения: 21.03.2023).
Селявко, Л. Е., Цветкова, Л. С. (2007) Нейропсихологический подход к восстановлению работы 1-го блока мозга с использованием компьютерных технологий // Медицинские науки. № 3. С. 106–108.
Сиренко, С. Н. (2020) Образование в Союзном государстве в цифровую эпоху: международный опыт и направления модернизации // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 3-й Междунар. конф. (6–7 февраля 2020 г., Москва) / под ред. Г. Г. Малинецкого. М. : ИПМ им. М. В. Келдыша. 260 с. С. 200–210.
Цветкова, Л. С. (1988) Афазия и восстановительное обучение : учеб. пособие для студентов дефеткол. фак. пед. ин-тов. М. : Просвещение. 207 с.
Chiang, M., Reid-Varley, W. B., Fan, X. (2019) Creative art therapy for mental illness // Psychiatry Research. Vol. 275. P. 129–136. DOI: 10.1016/j.psychres.2019.03.025
Transformation of patient’s EEG oscillators into music-like signals for correction of stress-induced functional states (2016) / A. I. Fedotchev, A. T. Bondar, A. V. Bakhchina et al. // Sovremennye tehnologii v medicine. № 8 (1). P. 93–98. DOI: 10.17691/stm2016.8.1.12
Music-Based Interventions in Paediatric and Adolescents Oncology Patients: A Systematic Review / M. González-Martín-Moreno, E. M. Garrido-Ardila, M. Jiménez-Palomares et al. (2021) // Children. January. 21. № 8 (2). P. 73. DOI:10.3390/children8020073
Handbook of neurologic music therapy (2014) / ed. by Michael H. Thaut, Volker Hoemberg. Oxford : Oxford University Press. 383 p.
Music therapy-induced changes in salivary cortisol level are predictive of cardiovascular mortality in patients under maintenance hemodialysis (2017) / Y. C. Hou, Y. J. Lin, K. C. Lu et al. // Therapeutics and Clinical Risk Management. Vol. 13. Pp. 263–272. DOI:10.2147/TCRM.S127555
Jaschke, A. C., Honing, H., Scherder, E. J. A. (2018) Exposure to a musically-enriched environment; Its relationship with executive functions, short-term memory and verbal IQ in primary school children // PLoS One. November, 12. № 13 (11). Article e0207265. DOI: 10.1371/journal.pone.0207265
Relaxing music reduces blood pressure and heart rate among pre-hypertensive young adults: A randomized control trial (2021) / I. A. Mir, M. Chowdhury, R. M. Islam et al. // J Clin Hypertens (Greenwich). February. № 23 (2). P. 317–322. DOI: 10.1111/jch.14126
Musical intervention on anxiety and vital parameters of chronic renal patients: a randomized clinical trial (2018) / G. A. A. Melo, A. B. Rodrigues, M. A. Firmeza et al. // Rev Lat Am Enfermagem. Mar 8. № 26. Article e2978. DOI: 10.1590/1518-8345.2123.2978
Pauwels, E. K., Volterrani, D., Mariani, G., Kostkiewics, M. (2014) Mozart, music and medicine // Medical Principles and Practice. № 23 (5). P. 403–412. DOI:10.1159/000364873
The functional brain networks that underlie Early Stone Age tool manufacture (2017) / S. Putt, S. Wijeakumar, R. Franciscus et al. // Nature Human Behaviour. Vol. 1. Issue 6. P. 1–8. DOI:10.1038/s41562-017-0102
Musical components important for the Mozart K448 effect in epilepsy (2021) / R. J. Quon, M. A. Casey, E. J. Camp et al. // Scientifc Reports. № 11. Article 16490. DOI: 10.1038/s41598-021-95922-7
Rauscher, F. H., Shaw, G. L., Ky, K. N. (1993) Music and spatial task performance // Nature. October 14. Vol. 365. Issue 6447. Pp. 611. DOI: 10.1038/365611a0
The effect of music on pain and vital signs of children before and after endoscopy (2017) / A. Sabzevari, H. Kianifar, S. A. Jafari et al. // Electron Physician. July 25. № 9 (7). P. 4801–4805. DOI: 10.19082/4801
Music therapy effects on the quality of life and the blood pressure of hypertensive patients (2009) / C. R. Zanini, P. C. Jardim, C. M. Salgado et al. // Arquivos Brasileiros de Cardiologia. № 93 (5). P. 534–540. DOI: 10.1590/s0066-782x2009001100015
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2023.3.2
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/