Первые выставки среднеазиатских работ В. В. Верещагина в периодической печати и проблема интерпретации произведений Туркестанского цикла

Елизавета Евгеньевна Крылова

Аннотация


Мнение историков искусства относительно картин из среднеазиатской серии (Туркестанский цикл) русского живописца и литератора В. В. Верещагина (1842–1904) сильно разнятся. Так, в советском искусствознании за Верещагиным закрепилась репутация прогрессивного художника-антимилитариста. В последние годы стало модно рассматривать Туркестанский цикл в рамках ориенталистского дискурса, где Верещагин предстает в образе художника, находившегося в авангарде имперской пропаганды. Видится целесообразным выяснить, как же современники Верещагина отозвались на первые выставки работ туркестанской серии. Это поможет взглянуть на творчество живописца с разных точек зрения и понять историческую обоснованность каждой из них.

Проанализировав отзывы прессы на две первые российские выставки Туркестанского цикла, можно заключить, что самые яростные критики художника сотрудничали с изданиями правоконсервативного толка («Русский мир», «Московские ведомости», «Современные известия»). Это факт, заставляющий усомниться в том, что данные работы Верещагина были восприняты как часть государственного (кауфмановского) проекта представления Туркестана и истории его завоевания.

Отчасти можно согласиться и с приверженцами трактовки Туркестанского цикла в рамках постколониального дискурса. То, что Верещагин впервые посетил Среднюю Азию в качестве художника, состоявшего при генерал-губернаторе края, его участие в Туркестанской выставке 1869 г. и характер большинства работ, представленных на ней, может свидетельствовать о том, что изначально действительно планировалось сделать произведения Верещагина частью государственного проекта репрезентации среднеазиатских владений империи.

Анализ публикаций, сопровождавших первые выставки туркестанских работ Верещагина, не только вводит в научный оборот неизвестные или малоизвестные публикации художественных критиков второй половины XIX в., но и позволяет лучше понять исторический контекст, в котором был создан Туркестанский цикл, наметить его взаимосвязи с течениями политической и общественной мысли России того периода.


Ключевые слова


В. В. Верещагин; Туркестанский цикл; русское искусство; ориентализм; постколониализм; художественная критика; Средняя Азия; империя; Россия

Полный текст:

PDF

Литература


А. (1874) Новая художественная выставка в Петербурге // Московские ведомости. № 64. С. 3.

Булгаков, Ф. И. (1896) Василий Васильевич Верещагин и его произведения. СПб. : Тип. А. С. Суворина. 95 с.

Бобриков, А. А. (2012) Другая история русского искусства. М. : Новое литературное обозрение. 744 с.

Верещагин, В. В. (1981) Избранные письма / сост., авт. предисл. и примеч. А. К. Лебедев. М. : Изобразительное искусство. 287, [11] с.

Внутренние новости. Петербургская хроника (1869) // Голос. № 86. С. 1.

Внутренние новости. Петербургская хроника (1874) // Голос. № 66. С. 2.

Кистин [Сомов, А. И.] (1869) Заметки о художествах // Санкт-Петербургские ведомости. № 105. С. 2.

Лебедев, А. К. (1968) В. В. Верещагин. М. : Искусство. 63 с.

Л-ичъ. (1874) Поэма в красках // Неделя. № 13. С. 481–483.

Львович, Д. (1874) Выставка картин художника Верещагина в С.-Петербурге // Туркестанские ведомости. № 21. С. 83.

П-в [Петров, П. Н.] (1874) Работы Верещагина и конкурсы на премии «Общества поощрения художников» // Биржевые новости. № 85. С. 1–2.

Саид, Э. В. (2006) Ориентализм. Западные концепции Востока / пер. с англ. А. В. Говорунова. СПб. : Русский мiръ. 636 с.

Стасов, В. В. (1894) Собр. соч. 1847–1886 : в 4 т. СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича. Т. 1. [1680] стб.

Стасов, В. В. (1894) Собр. соч. 1847–1886 : в 4 т. СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича. Т. 2. XVI, [1050] стб., [6] с.

Тютрюмов, Н. Л. (1874) Несколько слов касательно отречения г. Верещагина от звания профессора живописи // Русский мир. № 265. С. 3.

Урок русским художникам (Выставка В. В. Верещагина) (1874) // Голос. № 82. С. 1–2.

X. Z. X. (1874) Явления современной жизни. Выставка картин г. Верещагина (Туркестан) // Русский мир. № 66. С. 1.

Nochlin, L. (1983) The imaginary orient // Art in America. Vol. 71. No. 5. Р. 118–131; 187–191.

Medvedev, N. (2009) The contradictions in Vereshchagin’s Turkestan series: Visualizing the Russian empire and its others : A diss. Los Angeles : University of California. xv, 303 leaves.

REFERENCES

A. (1874) Novaia khudozhestvennaia vystavka v Peterburge [A new art exhibition in Petersburg]. Moskovskie vedomosti, no. 64, p. 3. (In Russ.).

Bulgakov, F. I. (1896) Vasilii Vasil'evich Vereshchagin i ego proizvedeniia [Vasily Vasilyevich Vereshchagin and his works]. St. Petersburg, Tipografiia A. S. Suvorina [A. S. Suvorin’s Printing House]. 95 p. (In Russ.).

Bobrikov, A. A. (2012) Drugaia istoriia russkogo iskusstva [Another history of Russian art]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ. 744 p. (In Russ.).

Vereshchagin, V. V. (1981) Izbrannye pis'ma [Selected letters] / comp., introduction and notes by A. K. Lebedev. Moscow, Izobrazitel'noe iskusstvo Publ. 287, [11] p. (In Russ.).

Vnutrennie novosti. Peterburgskaia khronika [Local news. Petersburg chronicle]. (1869) Golos, no. 86, p. 1. (In Russ.).

Vnutrennie novosti. Peterburgskaia khronika [Local news. Petersburg chronicle]. (1874) Golos, no. 66, p. 2. (In Russ.).

Kistin [Somov, A. I.]. (1869) Zametki o khudozhestvakh [Notes on fine arts]. Sankt-Peterburgskie vedomosti, no. 105, p. 2. (In Russ.).

Lebedev, A. K. (1968) V. V. Vereshchagin [V. V. Vereshchagin]. Moscow, Iskusstvo Publ. 63 p. (In Russ.).

L-ich (1874) Poema v kraskakh [A poem in colours]. Nedelia, no. 13, pp. 481–483. (In Russ.).

Lvovich, D. (1874) Vystavka kartin khudozhnika Vereshchagina v S.-Peterburge [An exhibition of Vereshchagin’s paintings in St. Petersburg]. Turkestanskie vedomosti, no. 21, p. 83. (In Russ.).

P-v [Petrov, P. N.]. (1874) Raboty Vereshchagina i konkursy na premii «Obshchestva pooshchreniia khudozhnikov» [Vereshchagin’s works and the Society for the Encouragement of the Arts award]. Birzhevye novosti, no. 85, pp. 1–2. (In Russ.).

Said, E. W. (2006) Orientalizm. Zapadnye kontseptsii Vostoka [Orientalism: Western conceptions of the Orient] / transl. from English A. V. Govorunov. St. Petersburg, Russkii mir" Publ. 636 p. (In Russ.).

Stasov, V. V. (1894a) Sobranie sochinenii. 1847–1886 [Collected works, 1847–1886] : in 4 vols. St. Petersburg, Tipografiia M. M. Stasiulevicha [M. M. Stasiulevich’s Printing House]. Vol. 1. [1680] clmns. (In Russ.).

Stasov, V. V. (1894b) Sobranie sochinenii. 1847–1886 [Collected works, 1847–1886] : in 4 vols. St. Petersburg, Tipografiia M. M. Stasiulevicha [M. M. Stasiulevich’s Printing House]. Vol. 2. XVI, [1050] clmns., [6] p. (In Russ.).

Tiutriumov N. L. (1874) Neskol'ko slov kasatel'no otrecheniia g. Vereshchagina ot zvaniia professora zhivopisi [Several words on Vereshchagin’s resignation as professor of painting]. Russkii mir, no. 265, p. 3. (In Russ.).

Urok russkim khudozhnikam (Vystavka V. V. Vereshchagina) [A lesson for Russian artists. (V. V. Vereshchagin’s exhibition)]. (1874) Golos, no. 82, pp. 1–2. (In Russ.).

X. Z. X. (1874) Iavleniia sovremennoi zhizni. Vystavka kartin g. Vereshchagina (Turkestan) [Scenes of modern life. An exhibition of Vereshchagin’s paintings (Turkestan)]. Russkii mir, no. 66, p. 1. (In Russ.).

Nochlin, L. (1983) The imaginary orient. Art in America, vol. 71, no. 5, pp. 118–131; 187–191.

Medvedev, N. (2009) The contradictions in Vereshchagin’s Turkestan series: Visualizing the Russian empire and its others : A diss. Los Angeles, University of California. xv, 303 leaves.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.4.33

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru