Образ Наполеона в романе Дж. Уинтерсон «Страсть»

Екатерина Владимировна Тега

Аннотация


Статья посвящена анализу образа Наполеона в романе современной английской писательницы Дж. Уинтерсон «Страсть» (1987). Исследователями творчества Уинтерсон было установлено, что история в ее произведениях играет в большей степени роль фона, чем объекта изображения, однако один из центральных своих романов писательница посвятила эпохе наполеоновских войн. Целью статьи является определение художественной функции исторических элементов, особенности их введения в ткань романа.

В центре исследования — образ Наполеона как одной из ключевых фигур, влияющих на ход повествования в романе. Уинтерсон помещает своего героя в библейский контекст, сравнивая его с Христом и тем самым возводя его в статус «вечных» героев литературы. Вместе с тем отношение к Наполеону неоднозначно, его образ оказывается иронически сниженным, приобретает комические черты. Подобное двоякое видение признанного многими поколениями героя и кумира позволяет Уинтерсон выстроить свою историческую парадигму, в которой Наполеон оказывается не Мессией, а Антихристом. Жестокость императора, его готовность жертвовать всем ради своей цели проявляется в отношении Наполеона как к собственным солдатам, так и к прочим персонажам романа. Актуализируется мифологизированный образ Наполеона-людоеда, придуманный англичанами в XIX в. Раскрыть образ императора позволяет также анализ других ключевых образов, при этом отмечаются элементы карнавальности, некой игры, присущей практически всем героям книги. Обращается внимание на то, что Наполеон не только сам играет определенную роль, но и заставляет окружающих людей быть марионетками в его руках.

В статье делается вывод, что Уинтерсон изобразила Наполеона героем-богоборцем, который, бросив вызов судьбе и многого добившись, в конце жизненного пути остается один на острове, символизирующем его собственную душевную пустоту.


Ключевые слова


современная английская литература; Джанет Уинтерсон; образ Наполеона; мифологизация; карнавальность; богоборчество

Полный текст:

PDF

Литература


Орлов, А. А. (2014) «Англия есть отечество карикатуры и пародии». Специфика отражения эпохи революционных и наполеоновских войн в английской карикатуре конца XVIII — начала XIX вв. [Электронный ресурс] // Культура и образование. № 7 (11). URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/07/2216 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 22.08.2014).

Поваляева, Н. С. (2005) Дженет Уинтерсон: «В основе искусства лежит оптимизм…» : интервью [Электронный ресурс] // Книжная витрина. № 8 (173). URL: http://novsu.ru/file/727866 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 25.03.2015).

Поваляева, Н. С. (2006) Дженет Уинтерсон, или Возрождение искусства лжи. Мн. : Республиканский ин-т высшей школы. 281 с.

Проскурнин, Б. М. (2013a) О некоторых тенденциях развития современной английской литературы (судьбы романа в Англии 1980–2000-х гг.) // Мировая литература в контексте культуры. № 2 (8). С. 38–51.

Проскурнин, Б. М. (2013b) «После постмодернизма»: о динамике жанра исторического романа. Заметки на полях книги Джерома Де Гроота // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. № 3 (23). С. 214–221.

Скотт, В. (1998) Собр. соч. : в 22 т. М. : Голос. Т. 22: Жизнь Наполеона Бонапарта, императора французов. 493 с.

Толстой, Л. Н. (1940) Полн. собр. соч. : [в 90 т.]. М. : Художествен-ная литература. Т. 11: Война и мир. Том третий. 470 с.

Уинтерсон, Дж. (2002) Страсть. М. : Эксмо. 256 с.

Форстер, Э. М. (1977) Координация // Форстер Э. М. Избранное. Л. : Художественная литература. 375 с. С. 230–237.

Хацкевич, Т. М. (2014) Образ Наполеона как «иного / другого» в романе Дженет Уинтерсон «Страсть» // Филология и культура. № 3 (37). С. 60–64.

Asensio Aróstegui, M. (2001) History as discourse in Jeanette Winter-son’s “The Passion”: The politics of alterity // Journal of English Studies. Vol. 2: New voices in literature. Р. 7–18.

Burgess, A. (1974) Napoleon symphony. London : Jonathan Cape. 352 p.

Period glossary [Электронный ресурс] // Napoleon.org. URL: http://napoleon.org/en/fun_stuff/dico/archives.asp [архивировано в WebCite] (дата обращения: 28.12.2014).

The Passion (1996) [Электронный ресурс] // Jeanette Winterson. October 3. URL: http://jeanettewinterson.com/book/the-passion/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 20.04.2015).

Winterson, J. (1987) The passion. London : Bloomsbury. 160 p.

REFERENCES

Orlov, A. A. (2014) «Anglia est' otechestvo karikatury i parodii». Spetsifika otrazhenia epokhi revoliutsionnykh i napoleonovskikh voin v angliiskoi karikature kontsa XVIII — nachala XIX vv. [“England is the homeland of the caricature and parody”. The reflection of the Revolution and Napoleonic wars in the British caricature of the late 18th — early 19th centuries]. Kul'tura i obrazovanie, no. 7 (11) [online] Available at: http://vestnik-rzi.ru/2014/07/2216 [archived in WebCite] (accessed 22.08.2014). (In Russ.).

Povaliaeva, N. S. (2005) Dzhenet Uinterson: «V osnove iskusstva lezhit optimizm…» [Jeanette Winterson: “Optimism is the basis of art...”] : An interview. Knizhnaia vitrina, no. 8 (173). [online] Available at: http://novsu.ru/file/727866 [archived in WebCite] (accessed 25.03.2015). (In Russ.).

Povaliaeva, N. S. (2006) Jeanette Winterson, ili Vozrozhdenie iskusstva lzhi [Jeanette Winterson, or a Revival of the art of lying]. Minsk, Respublikanskii intstitut vysshei shkoly [Republican Institute of the Higher School Publ.]. 281 p. (In Russ.).

Proskurnin, B. M. (2013a) O nekotorykh tendentsiiakh razvitiia sovre-mennoi angliiskoi literatury (sud'by romana v Anglii 1980–2000-kh gg.) [On some tendencies in contemporary English literature (English novel in the 1980s–2000s)]. Mirovaia literatura v kontekste kul'tury, no. 2 (8), pp. 38–51. (In Russ.).

Proskurnin, B. M. (2013b) «Posle postmodernizma»: o dinamike zhanra istoricheskogo romana. Zametki na poliakh knigi Dzheroma De Groota [“After postmodernism”: On the development of historical novel. Notes in the margins of a book by Jerome De Groot]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiiskaia i zarubezhnaia filologiia, no. 3 (23), pp. 214–221. (In Russ.).

Scott, W. (1998) Sobranie sochinenii [Collected works] : in 22 vols. Moscow, Golos Publ. Vol. 22: Zhizn’ Napoleona Bonaparta, imperatora frantsuzov [The life of Napoleon Buonaparte, emperor of the French]. 493 p. (In Russ.).

Tolstoy, L. N. (1940) Polnoe sobranie sochinenii [Complete works] : [in 90 vols.]. Moscow, Khudozhestvennaia literatura Publ. Vol. 11: Voina i mir. Tom tretii [War and peace. Volume 3]. 470 p. (In Russ.).

Winterson, J. (1987) Strast’ [The Passion]. Moscow, Eksmo Publ. 256 p. (In Russ.).

Forster, E. M. (1977) Koordinatsia [Coordination]. In: Forster, E. M. Izbrannoe [Selected works]. Leningrad, Khudozhestvennaia literatura Publ. 375 p. Pp. 230–237. (In Russ.).

Khatskevich, T. M. (2014) Obraz Napoleona kak «inogo / drugogo» v romane Zhanett Vinterson «Strast’» [The image of Napoleon as the “alien / other” in Jeanette Winterson’s novel “The Passion”]. Filologiia i kul'tura, no. 3(37), pp. 60–64. (In Russ.).

Asensio Aróstegui, M. (2001) History as discourse in Jeanette Winter-son’s “The Passion”: The politics of alterity. Journal of English Studies, vol. 2: New voices in literature, pp. 7–18.

Burgess, A. (1974) Napoleon symphony. London, Cape. 352 p.

Period glossary. Napoleon.org [online] Available at: http://napoleon.org/en/fun_stuff/dico/archives.asp [archived in WebCite] (ac-cessed 28.12.2014).

The Passion. (1996) Jeanette Winterson. October 3. [online] Available at: http://jeanettewinterson.com/book/the-passion/ [archived in WebCite] (accessed 20.04.2015).

Winterson, J. (1987) The Passion. London, Bloomsbury. 160 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.4.31

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru