Кинорепертуар и зрительские предпочтения в эпоху «оттепели» в России

Марина Ивановна Косинова

Аннотация


Рассматриваемый в статье период «оттепели» считается эпохой расцвета советского кино, когда к нему было приковано внимание не только отечественной, но и мировой киноаудитории. В этот период в нашей стране наблюдалась самая высокая кинопосещаемость за всю историю существования отечественного кинематографа (около 4 млрд посещений в год). Учитывая нынешнее плачевное положение отечественного кинематографа, его непопулярность у зрительской аудитории, опыт «оттепельного» кинематографа является очень полезным, поучительным и актуальным.

Целью работы является выявление причин успеха «оттепельного» кино у зрительской аудитории. Это поможет нам определить вектор современной репертуарной политики российского кино, сориентировать его на аудиторию и разрешить проблему диссоциации отечественного кинематографа и зрителя. В связи с данной целью задачами работы являются изучение репертуарной политики «оттепельного» кино в России, результатов социологических исследований зрительской аудитории того времени и среза критической мысли.

Репертуарная политика «оттепельного» кино была ориентирована на зрителя. Большое внимание уделялось развлекательной составляющей. Но это делалось (за редким исключением) не в угоду общему качеству картины. Если проводить параллели с настоящим временем, то нетрудно заметить, что сегодня развлекательная функция кино превалирует, а все остальные (воспитательная, просветительская и пр.) остаются далеко позади или чаще вообще игнорируются создателями фильмов (как российских, так и зарубежных).

Успех развлекательного, жанрового кинематографа у широкой зрительской аудитории способствовал формированию особого жанра советской кинокритики — фельетона о коммерческом фильме, затем стали выходить статьи, в которых учитывалась специфика жанрового кино. Социологические исследования тех лет показывают, что независимо от обстоятельств, у так называемого трудного фильма в советское время была очень стабильная аудитория. Эта категория зрителей (профессионалы, любители, подготовленная аудитория) была лидером мнения, непосредственно влияла на общественное признание того или иного авторского фильма. Появились киноклубы любителей кино при вузах, НИИ, различных предприятиях. Просмотры картин в них сопровождались их обсуждением, что значительно повышало коэффициент полезного воздействия кино на зрителя.


Ключевые слова


история кинематографа; российский кинематограф; «оттепель»; репертуарная политика; кинозритель; киноаудитория; кинопосещаемость; кинопрокат

Полный текст:

PDF

Литература


Жабский, М. И. (2009) Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись (1969–2005 гг.). М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация». 775 с.

Жабский, М. И., Тарасов, К. А., Фохт-Бабушкин, Ю. У. (2000) Кино в современном обществе : Функции — воздействие — востребованность / М-во культуры Рос. Федерации. Науч.-исслед. ин-т киноискусства. М. : Белый берег. 375 с.

Зезина, М. Р. (2004) Кинопрокат и массовый зритель в годы «оттепели» // История страны. История кино/ ред. С. С. Секиринский. М. : Знак. 496 с. С. 389–412.

Зоркая, Н. М. (1981) Уникальное и тиражированное: средства массовой информации и репродуцированное искусство. М. : Искусство. 167 с.

Зоркая, Н. М. (1994) Фольклор. Лубок. Экран. М. : Искусство. 238 с.

Зоркая, Н. М. (1998) Крутится, вертится шар голубой: Десять шедевров советского кино. М. : Знание. 192 с.

История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат (2012) / ред. В. И. Фомин. М. : Минкульт РФ ; ВГИК. 2759 с.

Кинематограф оттепели. Документы и свидетельства (1998) / сост. В. И. Фомин. М. : Материк. 458 с.

Кино и зритель (1970) : Материалы расширенной сессии Совета по проблеме «Кино и зритель», состоявшейся 13–16 мая 1968 г. М. : Искусство. 157 c.

Кино и зритель : Опыт социологического исследования (1968) / Л. Н. Коган, Г. А. Томилов, В. С. Цукерман, В. И. Волков. М. : Искусство. 327 c.

Летопись российского кино, 1946–1965 (2010) / рук. проекта В. И. Фомин ; отв. ред. А. С. Дерябин ; сост.: П. В. Фионов, А. С. Дерябин, В. И. Фомин и др. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация». 694 с.

Полюса кинопроцесса: притяжение и отталкивание (2007) / под общ. ред. М. И. Жабского ; Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Науч.-исслед. ин-т киноискусства. М. : Науч.-исслед. ин-т киноискусства. 438 с.

Рондели, Л. Д. (2013) Кино и его аудитория : аналитическая летопись взаимоотношений 1969–2010 гг. М. : Науч.-исслед. ин-т киноискусства ; ВГИК. 441 с.

Феномен массовости кино (2004) / под ред. М. И. Жабского. М. : Мин-во культуры ; Науч.-исслед. ин-т киноискусства. 367 с.

Фомин, В. И. (1996) Кино и власть. Советское кино, 1965–1985 гг. : Документы, свидетельства, размышления. М. : Материк. 371 с.

Фомин, В. И. (2012) Правда сказки. Кино и традиции фольклора. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация». 456 с.

Фохт-Бабушкин, Ю. У. (2001) Искусство в жизни людей: конкретно-социологические исследования общества в России второй половины XX века. История и методология. СПб. : Алетейя. 556 с.

Хренов, Н. А. (2002) Публика в истории культуры. М. : Гос. ин-т искусствознания. 496 с.

REFERENCES

Zhabskii, M. I. (2009) Sotsiokul'turnaia drama kinematografa. Analiticheskaia letopis' (1969–2005 gg.) [Sociocultural drama of cinematography. An analytical chronicle (1969–2005)]. Moscow, “Kanon+” Publ., RPOD “Reabilitatsiia”. 775 p. (In Russ.).

Zhabskii, M. I., Tarasov, K. A. and Fokht-Babushkin, Yu. U. (2000) Kino v sovremennom obshchestve : Funktsii — vozdeistvie — vostrebovannost' [Cinema in the modern society: Functions — impact — relevance] / Ministry of Culture of the Russian Federation, Research Institute of Cinema Art. Moscow, Belyi bereg Publ. 375 p. (In Russ.).

Zezina, M. R. (2004) Kinoprokat i massovyi zritel' v gody «ottepeli» [Film distribution and the mass audience during the “Thaw”]. In: Istoriia strany. Istoriia kino [The history of the country. The history of filmmaking] / ed. by S. S. Sekirinskii. Moscow, Znak Publ. 496 p. Pp. 389–412. (In Russ.).

Zorkaia, N. M. (1981) Unikal'noe i tirazhirovannoe: sredstva massovoi informatsii i reprodutsirovannoe iskusstvo [The unique and the replicated: Mass media and reproduced art]. Moscow, Iskusstvo Publ. 167 p. (In Russ.).

Zorkaia, N. M. (1994) Fol'klor. Lubok. Ekran [Folklore. Cheap print. Screen]. Moscow, Iskusstvo Publ. 238 p. (In Russ.).

Zorkaia, N. M. (1998) Krutitsia, vertitsia shar goluboi : Desiat' shedevrov sovetskogo kino [The blue ball is spinning, turning: Ten masterpieces of the Soviet cinema]. Moscow, Znanie Publ. 192 p. (In Russ.).

Istoriia kinootrasli v Rossii: upravlenie, kinoproizvodstvo, prokat [The history of the film industry in Russia: Management, production, distribution] (2012) / ed. by V. I. Fomin. Moscow, Ministry of Culture of the RF ; All-Russian State Institute of Cinematography Publ. 2759 p. (In Russ.).

Kinematograf ottepeli. Dokumenty i svidetel'stva (1998) [Cinema in the Thaw. Documents and evidence] / ed. by V. I. Fomin. Moscow, Materik Publ. 458 p. (In Russ.).

Kino i zritel' : Opyt sotsiologicheskogo issledovaniia [Cinema and its audience : A sociological study] (1968) / L. N. Kogan, G. A. Tomilov, V. S. Tsukerman and V. I. Volkov. Moscow, Iskusstvo Publ. 327 p. (In Russ.).

Kino i zritel' [Cinema and its audience] (1970) : Proceedings of the extended session of the Council on the issue “Cinema and Its Audience”, May 13–16, 1968]. Moscow, Iskusstvo Publ. 157 p. (In Russ.).

Letopis' rossiiskogo kino, 1946–1965 [A chronicle of the Russian cinema, 1946–1965] (2010) / project manager V. I. Fomin ; ed. by A. S. Deriabin ; comp.: P. V. Fionov, A. S. Deriabin, V. I. Fomin et al. Moscow, “Kanon+” Publ., RPOD “Reabilitatsiia”. 694 p. (In Russ.).

Poliusa kinoprotsessa: pritiazhenie i ottalkivanie [Poles of cinematography: Attraction and repulsion] (2007) / ed. by M. I. Zhabskii ; Federal Culture and Cinematography Agency, Research Institute of Cinema Art. Moscow, Research Institute of Cinema Art Publ. 438 p. (In Russ.).

Rondeli, L. D. (2013) Kino i ego auditoria : analiticheskaia letopis' vzaimootnoshenii 1969–2010 gg. [Cinema and its audience: An analytical chronicle of interactions, 1969–2010]. Moscow, Research Institute of Cinema Art Publ. ; All-Russian State Institute of Cinematography Publ. 441 p. (In Russ.).

Fenomen massovosti kino [The phenomenon of mass cinema] (2004) / ed. by M. I. Zhabskii. Moscow, Ministry of Culture of the RF ; Research Institute of Cinema Art Publ. 367 p. (In Russ.).

Fomin, V. I. (1996) Kino i vlast'. Sovetskoe kino, 1965–1985 gg. : Dokumenty, svidetel'stva, razmyshleniia [Cinema and power. The Soviet cinema, 1965–1985 : Documents, records, reflections]. Moscow, Materik Publ. 371 p. (In Russ.).

Fomin, V. I. (2012) Pravda skazki. Kino i traditsii fol'klora [The truth of the fairy tale. Cinema and the traditions of folklore]. Moscow, “Kanon+” Publ., RPOD “Reabilitatsiia”. 456 p. (In Russ.).

Fokht-Babushkin, Yu. U. (2001) Iskusstvo v zhizni liudei: konkretno-sotsiologicheskie issledovaniia obshchestva v Rossii vtoroi poloviny XX veka. Istoriia i metodologiia [Art in people’s lives: Specific sociological studies of the Russian society in the second half of the 20th century. History and methodology]. St. Petersburg, Aleteiia Publ. 556 p. (In Russ.).

Khrenov, N. A. (2002) Publika v istorii kul'tury [The audience in the history of culture]. Moscow, State Institute of Art Studies Publ. 496 p. (In Russ.).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.4.28

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru