«Цифровизация» и «дигитализация» социальной реальности в предметном поле социологии: проблема адекватности понятий

Валентин Павлович Бабинцев, Яна Игоревна Серкина

Аннотация


В статье рассматривается проблема формирования понятийного аппарата исследования процессов цифровизации и дигитализации современной социальной реальности. Отмечается, что в работах исследователей эти понятия получают различную, нередко противоречивую интерпретацию. Выделяются три подхода. Первый — технико-технологический, рассматривающий цифровизацию как переход с аналоговой формы передачи информации на цифровую. Второй — глобалистский, интерпретирующий ее в качестве инструмента трансформации постиндустриального общества в цифровое, гибридное, по своей сути. Третий —  социокультурный, наиболее интересный для социологов, согласно которому цифровизация ведет не только к информационно-технологическим, но и социокультурным изменениям в обществе и в мышлении человека. Эти изменения детерминированы гибридизацией общества, формированием социобиотехнических систем, изменением социальной реальности. Доказывается, что ни один из рассмотренных подходов к определению цифровизации не позволяет адекватно отразить суть происходящих социальных изменений, которые обусловлены не только цифровизацией, но и синергетическим воздействием комплекса возникших ранее ее и конвергирующихся с нею тенденций: интернетизации, сетевизации и виртуализации. В данной связи предлагается наряду с понятием «цифровизация» в предметном поле социологии использовать понятие «дигитализация», что позволит корректнее представить суть социальных изменений, вызванных эволюцией информационно-коммуникационных технологий. Предлагается определение дигитализации как явившегося следствием конвергенции практик интернетизации, виртуализации и сетевизации, комплекса социальных и социокультурных изменений физической и виртуальной реальности, заключающегося в настоящее время в придании ей гибридного характера.           


Ключевые слова


цифровая среда; цифровизация; цифровая трансформация; дигитализация (диджитализация); гибридизация

Полный текст:

PDF

Литература


Ашманов, И. С., Касперская, Н. И. (2021) Цифровая гигиена. СПб. : Питер. 400 с.

Бальчиндоржиева, О. В., Золхоева, М. В. (2022) Цифровая культура vs культурная уникальность? (к вопросу о сохранении китайской культурной идентичности) // Социологические исследования. № 3. С. 90–97.

Бескаравайный, С. (2018) Бытие техники и сингулярность. М. : РИПОЛ классик. 476 с.

Бурганова, Л. А., Юрьева, О. В. (2020) Отношение вузовских преподавателей к использованию цифровых технологий: социологический анализ // Вестник экономики, права и социологии. № 1. С. 105–108.

Василенко, Л. А., Мещерякова, Н. Н. (2021) Социология цифрового общества : монография. Томск : Изд-во Томского политехнического университета. 226 с.

Воеводина, Е. В. (2022) Анализ «третьей миссии университетов» в разрезе образовательных рисков цифрового неравенства // Цифровая социология. Т. 5. № 1. С. 54–63.

Воробьева, И.А., Жукова, А. В., Минакова, К. А. (2021) Плюсы и минусы цифровизации в образовании // Международный научно-исследовательский журнал. № 1–4 (103). С. 110–118.

Груздева, М. А. (2022) Диджитализация гражданского участия: ограничения в поле цифровых разрывов // Цифровая социология. Т. 5. № 1. С. 15–24.

Зотов, В. В. (2020) Предмет рефлексии и методология познания цифрового общества // Сборник научных статей 10-й Международной конференции «Институты и механизмы инновационного развития» 10 декабря 2020 г. Т. 1. Курск : Университетская книга. С. 222–225.

Кравченко, С. А. (2021) Социология цифровизации : учебник для вузов. М. : Издательство Юрайт. 236 c.

Кротенко, Т. Ю. (2022) Возможности и угрозы цифровой трансформации управленческого образования // Цифровая социология. Т. 5. № 1. С. 98–106.

Марей, А. Цифровизация как изменение парадигмы [Электронный ресурс] // BCG. URL: https://www.bcg.com/ru-ru/about/bcg-review/digitalization.aspx/ (дата обращения: 20.07.2022).

Панов, В. И., Патраков, Э. В. (2020) Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия : монография. М. : ФГБНУ «Психологический институт РАО» ; Курск : Университетская книга, 2020. 199 с.

Петрова, Н. П., Овечкина, А. И. (2021) К вопросу о цифровой трансформации российской экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. № 1. С. 57–62.

Публичное управление в цифровом обществе: к новому общественному договору : монография (2021). Курск : ЗАО «Университетская книга». 236 с.

Романова, Н. В. (2020) Цифровизация услуг в социальной сфере: проблемы и перспективы // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 1 (31). С. 58–65.

Рослякова, Н. И., Голубь, М. С. (2020) Повышение компетентности будущих педагогов дошкольного образования в области информационных и коммуникационных технологий // Трансформация смыслов образования в условиях цифровизации общества. Сборник статей Всерос. науч.-практ. конф. М. : Мир науки. С. 117–122.

Санько, А. М. (2020) Средства обучения в условиях цифровизации образования. Самара : Изд-во Самарского ун-та. 100 с.

Стариченко, Б. Е. (2020) Цифровизация образования: иллюзии и ожидания // Педагогическое образование в России. № 3. С. 49–58.

Тихонов, А. И., Богданов, В. С. (2020) От «умного регулирования» к «умному управлению»: социальная проблема цифровизации обратных связей // Социологические исследования. № 1. С. 74–81.

Туйбаева, Л. И. (2020) Информационно-коммуникационные технологии в условиях цифровизации образования // Трансформация смыслов образования в условиях цифровизации общества. Сборник статей Всерос. науч.-практ. конф. М. : Мир науки. С. 219–224.

Тюкавкин, Н. М. (2019) Цифровизация образовательных процессов в вузах // Эксперт: теория и практика. № 1. С. 35–41.

Цифровая среда ведущих университетов мира и РФ: результаты сравнительного анализа данных сайтов (2019) / Е. В. Бродовская, А. Ю. Домбровская, Т. Э. Петрова, Р. В. Пырма, А. А Азаров // Высшее образование в России. Т. 28. № 12. С. 9–22.

Чистякова, В. А. (2020) Цифровизация и ее влияние на эффективность функционирования предпринимательских структур // Цифровизация как драйвер роста науки и образования: монография. Петрозаводск : Новая наука. С. 137–149.

Шнуренко, И. (2021) Убить Левиафана. М. : Наше завтра. 506 с.

Яницкий, О.Н. (2018). К проблеме модернизации гуманитарного знания // Социологическая наука и социальная практика. № 6. С. 7-22.

Burke, E. (1987) Reflection on the revolution in France. Hackett Pub. Co. Indianapolis. Ind. 215 p.

Chadwick, A., May, C. (2003), Interaction between States and Citizens in the Age of Internet: “eGovernment” in the United States, Britain and the European Union // Governance. Vol. 16. Nо. 2. P. 271–300.

McDermott, M. (2018) Layering, conversion, and drifting: a comparative analysis of path dependent change in consumer insolvency systems // Chicago-Kent law review. Chicago. Vol. 93. Nо. 3. P. 765–800.

Rowles, D., Brown, Th. (2017). Building digital culture: A practical guide to successful digital transformation. Kogan Page. 264 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2022.4.7

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru