Формирование и развитие профессионального мышления студентов медицинского вуза в контексте гуманитарного образования
Аннотация
При реализации компетентностного подхода по ФГОС ВО были выявлены проблемы в процессе формирования определенных профессиональных и личностных качеств обучающихся медицинского вуза, что обусловило цель дальнейшего исследования. Авторы анализируют современные и классические подходы при рассмотрении предмета исследования. Для характеристики профессионального мышления и таких его атрибутов, как системность, критичность, логичность, для сбора эмпирических данных в статье были использованы методы анализа, синтеза, обобщения, индукции, дедукции, аналогии. Авторами была откорректирована гипотеза о причинах возникновения проблем формирования важных профессиональных качеств будущих врачей и акцентировано внимание на связи профессионального мышления, профессиональной культуры с деятельностью и личностными качествами, смысложизненными ориентациями обучающихся в Алтайском государственном медицинском университете (АГМУ). В ходе работы было проведено социологическое исследование. Для сбора эмпирической информации о цели, смысле жизни, иерархии ценностей, студентов медицинского вуза был использован метод анкетирования. В результате анализа полученных данных авторами статьи представлена иерархия ценностей студентов-медиков, обозначены основные смысложизненные ориентиры обучающихся. Обозначены основные проблемы, возникающие в ходе формулирования цели и смысла жизни молодежи. Полученные результаты исследования выявили необходимость корректирования не столько содержания и методов обучения и воспитания, сколько методов и форм внеучебной работы для смещения акцентов с успешного выполнения тактический задач на формирование стратегического мышления, с детальной организации образовательного процесса на формирование способности к самоорганизации, выбору стратегии поведения, самостоятельному управлению своей жизнью, выстраиванию траектории саморазвития, самосовершенствования.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Алдашева, А. А. (2012) Профессиональная компетентность: понятие и структура // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. № 4. С. 121–128.
Гиренок, Ф. И., Козолупенко, Д. П., Ростова, Н. Н. (2022) Кто мыслит сложностно в современной философии? // Вопросы философии. № 1. С. 30–42.
Кондрашова, Е.Н. (2015) Эволюция педагогических идей воспитания патриотизма в жизни нашей страны // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. № 3. С. 134–144.
Кочергин, В. Я., Пацеева, А. Г. (2017) Профессиональная культура врача: внутренняя дифференциация и перспективы развития // Социологический альманах. № 8. С. 473–482.
Кулакова, А. Б. (2018) Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. № 2 (42). С. 6.
Маркова, А. К., Матис, Т. А., Орлов, А. Б. (1990) Формирование мотивации учения. М. 192 с.
Маслихин, А. В. (2012) Смысл жизни человека // Вестник Марийского государственного университета. № 8. С. 79–82.
Мироненко, С. Н. (2019) Развитие логического мышления бакалавров профессионального обучения на основе проектирования системы дидактических задач // Вестник Череповецкого государственного университета. № 5 (92). С. 219–229.
Моисеев, В. И., Моисеева, О. Н. (2022) Судьба медико-гуманитарного образования в России // Биоэтика. Т. 15. № 1. С. 24–32.
Пищальникова. В. А. (2021) Функциональная неграмотность как следствие утраты доминирующей функции языкового знака в цифровом информационном пространстве // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. № 2. С. 36–45.
Ронжина, Н. В. (2020) Роль универсальной компетенции «системное и критическое мышление» в формировании профессионального мышления // Профессиональное образование и рынок труда. № 2. С. 116–121.
Рубинштейн, С. Л. (2010) Основы общей психологии. СПб. : Питер. 713 с.
Тарабрина, О.В., Юдина, С.М., Иванова, И.А. (2015) Опыт формирования профессионального мышления врача // Наука и общество в современном мире: проблемы и перспективы развития : материалы Международного электронного симпозиума. С. 65–69.
Умирзакова, Н. А. (2020) Биоэтика как ценностная ориентация в профессиональной компетентности врачей // Гуманитарный трактат. № 77. С. 4–7.
Ушакова, Е. В. (2015) Мировоззренческий статус философии здоровья в контексте системной философии // Социальные процессы в современной Западной Сибири : сб. науч. трудов. Горно-Алтайск. С. 207–210.
Фан, И. Б. (2021) Гражданственность в публичном дискурсе России // Вестник Пермского университета. Политология. Т. 15. № 1. С. 74–83.
Яковлева, Н. В. (2019) Конфликтный потенциал профессиональной медицинской деятельности: организационный и личностный аспекты // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой науч. журнал. Т. 7. № 4 (27). С. 583–596.
Ясько, Б. А. (2008) Клиническое мышление в структуре профессионального мышления врача // Человек, сообщество, управление. № 4. С. 82–91.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2022.4.3
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/