Доклад на XVIII Международной конференции «Высшее образование для XXI века»: «Воспитание — вызовы современности»
Аннотация
В статье рассматривается проблема воспитания в современных российских вузах в контексте отношений между Россией и Западом в XX — начале XXI в. Автор — известный российский социальный философ, ректор Московского гуманитарного университета — подробно исследует причины и процесс холодной войны, влияние Запада на распад СССР, а также влияние глобальных финансовых институтов (прежде всего Всемирного банка) на ход образовательных реформ в постсоветской России. В статье подробно исследован Доклад Всемирного банка на эту тему, показано, что под видом рыночной модернизации в стране фактически произошло разрушение образовательной системы. Особое внимание уделяется проблеме воспитания. Показано, что главное в образовании — это даже не обучение, а именно воспитание. Между тем, по мнению автора, именно обучение без воспитания стало главной целью постсоветских реформ в сфере образования. Автор рассказывает о том, с какими сложностями сталкивается сегодня процесс возвращения воспитания как ключевого элемента образования в российские вузы и какова роль в этом процессе Московского гуманитарного университета и его руководства.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Богданов, И. М. (1964) Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР. М. : Статистика. 195 с.
Главный противник: Документы американской внешней политики и стратегии 1945–1950 гг. (2006) / сост. и авт. вступ. ст. И. М. Ильинский. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 504 с.
Греф заявил о задержке школьного образования в России на уровне XIX века [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/591ea8929a7947f8ddf6e505?ysclid=lbp0vzgggw643231797 (дата обращения: 01.12.2022).
Доклад Всемирного банка (1994) «Россия: образование в переходный период».
Ильинский, И. М. (2016) Воспитание новых поколений: назревшие проблемы // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 5–12.
Ильинский, И. М. (2001) Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М. : Голос. 692 с.
Ильинский, И. М. (2011) Прошлое в Настоящем: Избранное. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 840 с.
Лисичкин, В. А. Шелепин, Л.А. (2003) Глобальная Империя Зла: Мировое господство США. М. : Эксмо : Алгоритм. 447 с. [Электронный ресурс] URL: https://www.4italka.ru/nauka_obrazovanie/politika/214668/fulltext.htm (дата обращения: 01.12.2022).
Миронов, Б. (2009) Причины русских революций // Родина. № 6. С. 124–128.
Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений: докл. Ком. РФ по делам молодежи (1995) / авт. колл.: И. М. Ильинский [и др.] ; Ком. РФ по делам молодежи. М. 256 с.
«Путь к кастам»: На Южном Урале оценили переход к «школе навыков» [Электронный ресурс] // REGNUM. URL: https://regnum.ru/news/society/2281507.html (дата обращения: 01.12.2022).
Ришелье, А. (2008) Политическое завещание, или Принципы управления государством. М. : Ладомир. С. 124–130.
Социальный портрет молодежи Российской Федерации: аналитический доклад (2011) / Общественная палата Рос. Федер., Комис. по социальным вопр. и демогр. политике [Электронный ресурс] // MyShared. URL: http://www.myshared.ru/slide/516548/ (дата обращения: 01.12.2022).
Филиппов, В. М. (1999) Не хочу быть министром обучения [Электронный ресурс] // Российская газета. 12 января. URL: http://viperson.ru/articles/rossiyskaya-gazeta-ot-12-01-1999 (дата обращения: 01.12.2022).
Финансовая обеспеченность системы образования [Электронный ресурс] // «Первое сентября». URL: https://upr.1sept.ru/article.php?ID=200501408 (дата обращения: 01.12.2022).
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2022.4.1
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/