Непреодолимый посредник: отчуждение человека из процесса коммуникации на примере систем управления обучением
Аннотация
Статья посвящена критическому анализу проблемы устранения человека из процесса коммуникации вследствие возникновения непреодолимого посредника на примере внедрения и функционирования систем управления обучением (LMS). В информационном обществе таким посредником становятся «нечеловеческие» технологии, полностью исключающие субъективность, вариативность и непредсказуемость. В пользу полной прогнозируемости и прозрачности система ограничивает и определяет профессиональные и человеческие отношения: посредник становится барьером для всех субъектов и социальных действий.
В работе поднята проблема формирования автоматизированного, сверхрационализированного и дегуманизированного типа социальных отношений в процессе развития современных средств коммуникаций, управления и контроля. Применительно к системам управления учебным процессом данная проблема рассматривается в контексте отчуждения личности от процесса обучения. Причиной отчуждения становятся качественные изменения функций коммуникационных посредников на уровне социальных институтов.
Новые технологии связаны с бесспорным удобством управления. Но разрушение социальных норм и сложившихся в них конвенций на самых разных уровнях, что происходит в рамках становления новых технологий, ведет к последовательному демонтажу традиционного общества. Пока коммуникационный посредник вводится между субъектами, разделенными функционально разным социальным статусом (преподавателя и студента), процесс не вызывает беспокойства. Но данный принцип имеет тенденцию к распространению на все социальные объекты, что может привести к новому типу власти.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Иванушкина, Н. В. (2014) Организация контроля знаний и умений студентов на базе LMS Moodle // Образование в современном мире: роль вузов в социально-экономическом развитии региона : сб. науч. трудов Международной научно-методической конференции (Самара, 18 марта 2014 г.) / отв. ред. Т. И. Руднева. Самара : Самарский университет. 450 с. С. 72–74.
Козловская, В. Г., Охотницкая, В. В. (2013) Использование передовых информационных технологий (LMS) для создания эффективной образовательной среды // Мир современной науки. № 1 (16). С. 41–43.
Майер-Шенбергер, В., Кукьер, К. (2014) Большие данные. Революция, которая изменит то, как мы живем, работаем и мыслим / пер. с англ. И. Гайдюк. М. : Манн, Иванов и Фербер. 240 с.
Маркузе, Г. (2003) Одномерный человек / пер. с англ. А. А. Юдина. М. : АСТ ; Ермак. 331, [2] с.
Ритцер, Дж. (2011) Макдональдизация общества 5 / пер. с англ. А. В. Лазарева ; вступ. ст. Т. А. Дмитриева. М. : Издательская и консалтинговая группа «Праксис». 592 с.
Розанова, Н. М. (2012) Преподавание в эпоху Digital generation: обучение с использованием LMS // Terra economicus. Т. 10. № 4. С. 139–149.
Стэндинг, Г. (2014) Прекариат: новый опасный класс / пер. с англ. Н. Усовой. М. : Ад Маргинем Пресс. 328 с.
Фромм, Э. (2015) Бегство от свободы / пер. c англ. Г. Ф. Швейника. М. : АСТ. 284, [4] с.
Фуко, М. (2015) Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы / пер. с фр. В. Наумова. М. : Ад Маргинем Пресс. 416 с.
Щедровицкий, Г. П. (2015) Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология : курс лекций. 4-е изд. М. : Студия Артемия Лебедева. 464 с.
REFERENCES
Ivanushkina, N. V. (2014) Organizatsiia kontrolia znanii i umenii studentov na baze LMS MOODLE [Setting up the control of students’ knowledge and skills in LMS MOODLE]. In: Obrazovanie v sovremennom mire: rol' vuzov v sotsial'no-ekonomicheskom razvitii regiona [Education in the modern world: The role of universities in socio-economic development of the region] : Proceedings of the International research and methodological conference (Samara, March 18, 2014) / ed. by T. I. Rudneva. Samara, Samara University Publ. 450 p. Pp. 72–74. (In Russ.).
Kozlovskaia, V. G. and Okhotnitskaia, V. V. (2013) Ispol'zovanie peredovykh informatsionnykh tekhnologii (LMS) dlia sozdaniia effektivnoi obrazovatel'noi sredy [Using advanced information technologies (LMS) to create an efficient educational environment]. Mir sovremennoi nauki, no. 1 (16), pp. 41–43. (In Russ.).
Mayer-Schönberger, V. and Cukier, K. (2014) Bol'shie dannye. Revoliutsiia, kotoraia izmenit to, kak my zhivem, rabotaem i myslim [Big data. A revolution that will transform how we live, work, and think] / transl. from English by I. Gaidiuk. Moscow, Mann, Ivanov and Ferber Publ. 240 p. (In Russ.).
Marcuse, H. (2003) Odnomernyi chelovek [One-dimensional man] / transl. from English by A. A. Yudin. Moscow, AST Publ. ; Ermak Publ. 331, [2] p. (In Russ.).
Ritzer, G. (2011) Makdonal'dizatsiia obshchestva 5 [The McDonaldization of society 5] / transl. from English by A. V. Lazarev ; introd. by T. A. Dmitriev. Moscow, Praksis Publ. 592 p. (In Russ.).
Rozanova, N. M. (2012) Prepodavanie v epokhu Digital generation: obuchenie s ispol'zovaniem LMS [Education in the era of the digital generation: Teaching with LMS]. Terra economicus, vol. 10, no. 4, pp. 139–149. (In Russ.).
Standing, G. (2014) Prekariat: novyi opasnyi klass [The precariat: The new dangerous class] / transl. from English by N. Usova. Moscow, Ad Marginem Press. 328 p. (In Russ.).
Fromm, E. (2015) Begstvo ot svobody [Escape from freedom] / transl. from English by G. F. Shveinik. Moscow, AST Publ. 284, [4] p. (In Russ.).
Foucault, M. (2015) Nadzirat' i nakazyvat': rozhdenie tiur'my [Discipline and punish: The birth of the prison] / transl. from French by V. Naumov. Moscow, Ad Marginem Press. 416 p. (In Russ.).
Shchedrovitskii, G. P. (2015) Orgupravlencheskoe myshlenie: ideologiia, metodologiia, tekhnologiia [Organizational management thinking: Ideology, methodology, technology] : A course of lectures. 4th edn. Moscow, Artemy Lebedev Studio Publ. 464 p. (In Russ.).
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.4.19
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.