Непреодолимый посредник: отчуждение человека из процесса коммуникации на примере систем управления обучением

Павел Евгеньевич Родькин

Аннотация


Статья посвящена критическому анализу проблемы устранения человека из процесса коммуникации вследствие возникновения непреодолимого посредника на примере внедрения и функционирования систем управления обучением (LMS). В информационном обществе таким посредником становятся «нечеловеческие» технологии, полностью исключающие субъективность, вариативность и непредсказуемость. В пользу полной прогнозируемости и прозрачности система ограничивает и определяет профессиональные и человеческие отношения: посредник становится барьером для всех субъектов и социальных действий.

В работе поднята проблема формирования автоматизированного, сверхрационализированного и дегуманизированного типа социальных отношений в процессе развития современных средств коммуникаций, управления и контроля. Применительно к системам управления учебным процессом данная проблема рассматривается в контексте отчуждения личности от процесса обучения. Причиной отчуждения становятся качественные изменения функций коммуникационных посредников на уровне социальных институтов.

Новые технологии связаны с бесспорным удобством управления. Но разрушение социальных норм и сложившихся в них конвенций на самых разных уровнях, что происходит в рамках становления новых технологий, ведет к последовательному демонтажу традиционного общества. Пока коммуникационный посредник вводится между субъектами, разделенными функционально разным социальным статусом (преподавателя и студента), процесс не вызывает беспокойства. Но данный принцип имеет тенденцию к распространению на все социальные объекты, что может привести к новому типу власти.


Ключевые слова


система управления обучением; LMS; дегуманизация; отчуждение; коммуникация; социальные отношения; посредник

Полный текст:

PDF

Литература


Иванушкина, Н. В. (2014) Организация контроля знаний и умений студентов на базе LMS Moodle // Образование в современном мире: роль вузов в социально-экономическом развитии региона : сб. науч. трудов Международной научно-методической конференции (Самара, 18 марта 2014 г.) / отв. ред. Т. И. Руднева. Самара : Самарский университет. 450 с. С. 72–74.

Козловская, В. Г., Охотницкая, В. В. (2013) Использование передовых информационных технологий (LMS) для создания эффективной образовательной среды // Мир современной науки. № 1 (16). С. 41–43.

Майер-Шенбергер, В., Кукьер, К. (2014) Большие данные. Революция, которая изменит то, как мы живем, работаем и мыслим / пер. с англ. И. Гайдюк. М. : Манн, Иванов и Фербер. 240 с.

Маркузе, Г. (2003) Одномерный человек / пер. с англ. А. А. Юдина. М. : АСТ ; Ермак. 331, [2] с.

Ритцер, Дж. (2011) Макдональдизация общества 5 / пер. с англ. А. В. Лазарева ; вступ. ст. Т. А. Дмитриева. М. : Издательская и консалтинговая группа «Праксис». 592 с.

Розанова, Н. М. (2012) Преподавание в эпоху Digital generation: обучение с использованием LMS // Terra economicus. Т. 10. № 4. С. 139–149.

Стэндинг, Г. (2014) Прекариат: новый опасный класс / пер. с англ. Н. Усовой. М. : Ад Маргинем Пресс. 328 с.

Фромм, Э. (2015) Бегство от свободы / пер. c англ. Г. Ф. Швейника. М. : АСТ. 284, [4] с.

Фуко, М. (2015) Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы / пер. с фр. В. Наумова. М. : Ад Маргинем Пресс. 416 с.

Щедровицкий, Г. П. (2015) Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология : курс лекций. 4-е изд. М. : Студия Артемия Лебедева. 464 с.

REFERENCES

Ivanushkina, N. V. (2014) Organizatsiia kontrolia znanii i umenii studentov na baze LMS MOODLE [Setting up the control of students’ knowledge and skills in LMS MOODLE]. In: Obrazovanie v sovremennom mire: rol' vuzov v sotsial'no-ekonomicheskom razvitii regiona [Education in the modern world: The role of universities in socio-economic development of the region] : Proceedings of the International research and methodological conference (Samara, March 18, 2014) / ed. by T. I. Rudneva. Samara, Samara University Publ. 450 p. Pp. 72–74. (In Russ.).

Kozlovskaia, V. G. and Okhotnitskaia, V. V. (2013) Ispol'zovanie peredovykh informatsionnykh tekhnologii (LMS) dlia sozdaniia effektivnoi obrazovatel'noi sredy [Using advanced information technologies (LMS) to create an efficient educational environment]. Mir sovremennoi nauki, no. 1 (16), pp. 41–43. (In Russ.).

Mayer-Schönberger, V. and Cukier, K. (2014) Bol'shie dannye. Revoliutsiia, kotoraia izmenit to, kak my zhivem, rabotaem i myslim [Big data. A revolution that will transform how we live, work, and think] / transl. from English by I. Gaidiuk. Moscow, Mann, Ivanov and Ferber Publ. 240 p. (In Russ.).

Marcuse, H. (2003) Odnomernyi chelovek [One-dimensional man] / transl. from English by A. A. Yudin. Moscow, AST Publ. ; Ermak Publ. 331, [2] p. (In Russ.).

Ritzer, G. (2011) Makdonal'dizatsiia obshchestva 5 [The McDonaldization of society 5] / transl. from English by A. V. Lazarev ; introd. by T. A. Dmitriev. Moscow, Praksis Publ. 592 p. (In Russ.).

Rozanova, N. M. (2012) Prepodavanie v epokhu Digital generation: obuchenie s ispol'zovaniem LMS [Education in the era of the digital generation: Teaching with LMS]. Terra economicus, vol. 10, no. 4, pp. 139–149. (In Russ.).

Standing, G. (2014) Prekariat: novyi opasnyi klass [The precariat: The new dangerous class] / transl. from English by N. Usova. Moscow, Ad Marginem Press. 328 p. (In Russ.).

Fromm, E. (2015) Begstvo ot svobody [Escape from freedom] / transl. from English by G. F. Shveinik. Moscow, AST Publ. 284, [4] p. (In Russ.).

Foucault, M. (2015) Nadzirat' i nakazyvat': rozhdenie tiur'my [Discipline and punish: The birth of the prison] / transl. from French by V. Naumov. Moscow, Ad Marginem Press. 416 p. (In Russ.).

Shchedrovitskii, G. P. (2015) Orgupravlencheskoe myshlenie: ideologiia, metodologiia, tekhnologiia [Organizational management thinking: Ideology, methodology, technology] : A course of lectures. 4th edn. Moscow, Artemy Lebedev Studio Publ. 464 p. (In Russ.).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.4.19

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru