Обзор международных образовательных проектов в области послешкольного образования

Елена Владимировна Сабельникова, Наталья Львовна Хмелева

Аннотация


В данной статье авторы рассматривают международные образовательные исследования. Целью статьи является обзор наиболее масштабных исследовательских международных образовательных проектов в области послешкольного образования. Рассматриваются такие проекты, как «Оценка результатов обучения в высшем образовании» (AHELO), «Программа международной оценки компетенций взрослых» (PIAAC), а также «Международное исследование преподавания и обучения» (TALIS) и «Международное исследование навыков по отношению к занятости и производительности труда» (STEP).

Целью перечисленных исследований является оценка компетенций, т. е. способности применять знания и навыки в нестандартных или новых ситуациях профессионального или повседневного характера, а также факторов, влияющих на уровень компетенций. В статье описываются методология проектов, структура измерительных материалов, объем и состав выборки, реализовывался ли проект в Российской Федерации.

Результаты обзора позволяют сделать вывод о необходимости участия Российской Федерации в масштабных исследовательских международных проектах с целью включения в международные базы данных, получения возможности реализации сравнительных исследований и последующего анализа, которые позволят понять сильные и слабые стороны российской образовательной системы, оценить риски и возможности, а также использовать наилучшие международные практики и опыт при модернизации образовательного сектора. Основываясь на результатах вышеперечисленных проектов, Россия сможет более эффективно формировать и использовать необходимые компетенции, поддерживая и внедряя идею обучения взрослых людей в течение жизни, преодолевая существующие несоответствия спроса-предложения на специалистов различной квалификации.


Ключевые слова


образовательная политика; образование; компетенции; международные исследовательские образовательные проекты; ОЭСР; IEA; AHELO; PIAAC; TALIS; STEP

Полный текст:

PDF

Литература


Мешкова, Т. А., Сабельникова, Е. В. (2013) Результаты и перспективы международной оценки российского высшего образования (по итогам реализации проекта AHELO в России). М. : Федеральный институт развития образования. Вып. 12: Экономика высшей школы. 71 с.

Образование в цифрах: 2014 (2014) : краткий стат. сб. М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 80 с.

Организация и проведение обследования TALIS 2013 на территории Российской Федерации [Электронный ресурс] // Институт образования НИУ ВШЭ. URL: http://ioe.hse.ru/project2014_12 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 30.06.2015).

Программа международной оценки компетенции взрослых. Национальный-исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ. URL: http://hse.ru/piaac [архивировано в WebCite] (дата обращения: 30.06.2015).

Шляйхер, А. (2010) PIAAC: новая стратегия оценки компетенций взрослых // Вопросы образования. № 1. С. 90–115.

AHELO. Оценка результатов обучения в высшем образовании [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ. URL: http://hse.ru/ahelo/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 30.06.2015).

Adults, computers and problem solving: What’s the problem? (2015) / OECD Skills Studies. Paris : OECD Publishing. 188 p. DOI: 10.1787/9789264236844-en

Countries participating in the AHELO feasibility study [Электронный ресурс] // OECD.org. URL: http://oecd.org/edu/skills-beyond-school/countriesparticipatingintheahelofeasibilitystudy.htm [архивировано в WebCite] (дата обращения: 30.06.2015).

Creating effective teaching and learning environments: First results from TALIS (2009) : Executive summary // OECD.org. URL: http://oecd.org/berlin/43024880.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 30.06.2015).

Developing skills for innovative growth in the Russian Federation (2013) : Report no. ACS1549 / K. Vasiliev, S. Roshchin, I. O. Maltseva, P. Travkin, A. Lukiyanova, D. Chugunov, I. Shulga, J. J. Rutkowski, P. M. Cahu, S. Nellemann. Washington, DC : The World Bank. 150 p.

Indicators of skills for employment and productivity: A conceptual framework and approach for low-income countries (2013) : A report for the Human Resource Development Pillar of the G20 Multi-year Action Plan on Development / OECD and the World Bank in collaboration with ETF, ILO and UNESCO [Электронный ресурс] // OECD.org. URL: http://oecd.org/g20/topics/development/indicators-of-skills-employment-and-productivity.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 30.06.2015).

Literacy, numeracy and problem solving in technology-rich environments (2012) : Framework for the OECD survey of adult skills. Paris : OECD Publishing. 80 p. DOI: 10.1787/9789264128859-en

OECD skills outlook 2013 (2013) : First results from the survey of adult skills. Paris : OECD Publishing. 464 p. DOI: 10.1787/9789264204256-en

STEP skills measurement study. (2012) [Электронный ресурс] // The World Bank. URL: http://siteresources.worldbank.org/EXTHDOFFICE/Resources/5485726-1281723119684/STEP_Skills_Measurement_Brochure_Jan_2012.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2015).

TALIS 2013 results (2014) : An international perspective on teaching and learning. Paris : OECD Publishing. 440 p. DOI: 10.1787/9789264196261-en

TALIS 2013 technical report (2013) : Teaching and learning international survey [Электронный ресурс] // OECD.org. URL: http://oecd.org/edu/school/TALIS-technical-report-2013.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 30.06.2015).

Teaching and learning international survey TALIS 2013 (2013) : Conceptual framework [Электронный ресурс] // OECD.org. URL: http://oecd.org/edu/school/TALIS%20Conceptual%20Framework_FINAL.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 30.06.2015).

Technical report of the survey of adult skills (PIAAC). (2013) [Электронный ресурс] // OECD.org URL: http://oecd.org/site/piaac/_Technical%20Report_17OCT13.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 30.06.2015).

The STEP skills measurement program [Электронный ресурс] // The Microdata Library. URL: http://microdata.worldbank.org/index.php/catalog/step/about%20 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 30.06.2015).

The survey of adult skills (2013) : Reader’s companion. Paris : OECD Publishing. 124 p. DOI: 10.1787/9789264204027-en

Youth employment programs: An evaluation of World Bank and IFC support. (2013) Washington, DC : World Bank Group. xxxiii, 173 p. DOI: 10.1596/978-0-8213-9794-7

REFERENCES

Meshkova, T. A. and Sabelnikova, E. V. (2013) Rezul'taty i perspektivy mezhdunarodnoi otsenki rossiiskogo vysshego obrazovaniia (po itogam realizatsii proekta AHELO v Rossii) [Results and prospects of international assessment of Russian higher education (Following the results of AHELO implementation in Russia)]. Moscow, Federal Institute of Education Development Publ. Vol. 12: Ekonomika vysshei shkoly [Economics of the higher school]. 71 p. (In Russ.).

Obrazovanie v tsifrakh: 2014 [Education in figures: 2014] (2014) : concise statistical digest. Moscow, National Research University “Higher School of Economics” Publ. 80 p. (In Russ.).

Organizatsiia i provedenie obsledovaniia TALIS 2013 na territorii Rossiiskoi Federatsii [Organisation and implementation of TALIS 2013 in the Russian Federation]. Institut obrazovaniia NIU VShE [Institute of Education of the National Research University “Higher School of Economics”] [online] Available at: http://ioe.hse.ru/project2014_12 [archived in WebCite] (accessed 30.06.2015). (In Russ.).

Programma mezhdunarodnoi otsenki kompetentsii vzroslykh [Programme for the International Assessment of Adult Competencies]. NIU VShE [National Research University “Higher School of Economics”] [online] Available at: http://hse.ru/piaac [archived in WebCite] (accessed 30.06.2015). (In Russ.).

Schleicher, A. (2010) PIAAC: novaia strategiia otsenki kompetentsii vzroslykh [PIAAC: A new strategy for assessing adult competencies]. Voprosy obrazovaniia, vol. 1, pp. 90–115. (In Russ.).

AHELO. Otsenka rezul'tatov obucheniia v vysshem obrazovanii. [AHELO. Assessment of higher education learning outcomes]. NIU VShE [National Research University “Higher School of Economics”] [online] Available at: http://hse.ru/ahelo/ [archived in WebCite] (accessed 30.06.2015). (In Russ.).

Adults, computers and problem solving: What’s the problem? (2015) / OECD Skills Studies. Paris, OECD Publishing. 188 p. DOI: 10.1787/9789264236844-en

Countries participating in the AHELO feasibility study. OECD.org [online] Available at: http://oecd.org/edu/skills-beyond-school/countriesparticipatingintheahelofeasibilitystudy.htm [archived in WebCite] (accessed 30.06.2015).

Creating effective teaching and learning environments: First results from TALIS (2009) : Executive summary. OECD.org. [online] Available at: http://oecd.org/berlin/43024880.pdf [archived in WebCite] (accessed 30.06.2015).

Developing skills for innovative growth in the Russian Federation (2013) : Report no. ACS1549 / K. Vasiliev, S. Roshchin, I. O. Maltseva, P. Travkin, A. Lukiyanova, D. Chugunov, I. Shulga, J. J. Rutkowski, P. M. Cahu, S. Nellemann. Washington, DC, The World Bank. 150 p.

Indicators of skills for employment and productivity: A conceptual framework and approach for low-income countries (2013) : A report for the Human Resource Development Pillar of the G20 Multi-year Action Plan on Development / OECD and the World Bank in collaboration with ETF, ILO and UNESCO. OECD.org [online] Available at: http://oecd.org/g20/topics/development/indicators-of-skills-employment-and-productivity.pdf [archived in WebCite] (accessed 30.06.2015).

Literacy, numeracy and problem solving in technology-rich environments (2012) : Framework for the OECD survey of adult skills. Paris, OECD Publishing. 80 p. DOI: 10.1787/9789264128859-en

OECD skills outlook 2013 (2013) : First results from the survey of adult skills. Paris, OECD Publishing. 464 p. DOI: 10.1787/9789264204256-en

STEP skills measurement study. (2012) The World Bank [online] Available at: http://siteresources.worldbank.org/EXTHDOFFICE/Resources/5485726-1281723119684/STEP_Skills_Measurement_Brochure_Jan_2012.pdf [archived in WebCite] (accessed 12.01.2015).

TALIS 2013 results (2014) : An international perspective on teaching and learning. Paris, OECD Publishing. 440 p. DOI: 10.1787/9789264196261-en

TALIS 2013 technical report (2013) : Teaching and learning international survey. OECD.org [online] Available at: http://oecd.org/edu/school/TALIS-technical-report-2013.pdf [archived in WebCite] (accessed 30.06.2015).

Teaching and learning international survey TALIS 2013 (2013) : Conceptual framework. OECD.org [online] Available at: http://oecd.org/edu/school/TALIS%20Conceptual%20Framework_FINAL.pdf [archived in WebCite] (accessed 30.06.2015).

Technical report of the survey of adult skills (PIAAC). (2013) OECD.org [online] Available at: http://oecd.org/site/piaac/_Technical%20Report_17OCT13.pdf [archived in WebCite] (accessed 30.06.2015).

The STEP skills measurement program. The Microdata Library. [online] Available at: http://microdata.worldbank.org/index.php/catalog/step/about%20 [archived in WebCite] (accessed 30.06.2015).

The survey of adult skills (2013) : Reader’s companion. Paris, OECD Publishing. 124 p. DOI: 10.1787/9789264204027-en

Youth employment programs: An evaluation of World Bank and IFC support. (2013) Washington, DC : World Bank Group. xxxiii, 173 p. DOI: 10.1596/978-0-8213-9794-7




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.4.18

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru