Семейное образование как вариативная форма обучения
Аннотация
В статье анализируются усиливающаяся тенденция обучения детей в форме семейного образования в России, его возможности и практики функционирования.
Семейное образование определяется как вариативная форма обучения ребенка, основанная на желании родителей (законных представителей) дать своему ребенку образование в семье. При семейном обучении у родителей есть возможность учитывать индивидуальные особенности своего ребенка, его особые образовательные потребности, нормировать ежедневные учебные нагрузки, составляя график обучения и режим занятий, отвечающий возможностям учащегося. Обучение ребенка в семье позволяет также родителям контролировать качество и количество поступающей к ребенку информации, производить отбор учебных материалов, основываясь на собственных предпочтениях, квалификации и познавательных запросах ребенка. При этом родители имеют возможность выбирать методы подачи материала в зависимости от ведущих типов восприятия информации ребенком (аудиальный, визуальный, кинестетический, дискретный).
Авторы полагают, что специфика обучения ребенка в форме семейного образования заключается в возможности вырабатывать у родителей и их детей познавательно-активный жизненный стиль, который отвечает потребностям современного общества.
Исследование показало, что роль родителей в семейном образовании не в том, чтобы заменить учителей-предметников, а в том, чтобы так организовать процесс обучения, подобрать методы и педагогические технологии, чтобы образование ребенка было качественным, а количество затраченных им и родителями ресурсов — минимальным. В этой связи использование возможностей семейного образования представляется весьма актуальным.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Боков, М. (2013) Семейное образование — закрыть нельзя продолжать [Электронный ресурс] // Pravmir.ru. Православие и мир. 7 октября. URL: http://pravmir.ru/semejnoe-obrazovanie-est-li-budushhee-1/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.08.2015).
Величковский, Б. М., Зинченко, В. П., Лурия, А. Р. (1973) Психология восприятия М. : Изд-во Моск. ун-та. 245 с.
Закон г. Москвы от 28 апреля 2010 г. № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» (ред. от 25.06.2014) [Электронный ресурс] // Департамент образования города Москвы. URL: http://dogm.mos.ru/legislation/lawacts/874305/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.08.2015).
Ивойлова, И. (2013) Минобрнауки разъяснило правила домашнего обучения [Электронный ресурс] // Российская газета. 26 ноября. http://rg.ru/2013/11/26/obrazovanie-site.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.08.2015).
Образование в семье [Электронный ресурс] // Международная школа завтрашнего дня. URL: http://schooloftomorrow.ru/studyhome/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.08.2015).
Петрановская, Л. (2000) Две тенденции в образовании (Доклад на конференции «Рубеж 2000», посвященной прогнозам развития в XXI веке различных сторон жизни человечества) [Электронный ресурс] // Русский язык. № 33. URL: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200003301 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.08.2015).
Плюсы и минусы домашнего обучения [Электронный ресурс] // Центр домашнего обучения. URL: http://school4you.ru/pliusy-i-minusy-domashnego-obucheniia [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.08.2015).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». По сост. на 2014 г., с коммент. юристов. (2014) М. : Эксмо. 800 с.
Якунина, А. Н. (2014) Педагогические условия становления семейного образования в России: культурно-исторический подход : дис. … канд. психол. наук. М. 208 с.
Holt, J. (1999) Growing without schooling. Cambridge, MA : Holt Associates. x, 262 p.
Illich, I. (1970) Deschooling society. N. Y. : Harper & Row. 186 p.
REFERENCES
Bokov, M. (2013) Semeinoe obrazovanie — zakryt' nel'zia prodolzhat' [Homeschooling — cease or continue?]. Pravmir.ru. Pravoslavie i mir. October 7. [online] Available at: http://pravmir.ru/semejnoe-obrazovanie-est-li-budushhee-1/ [archived in WebCite] (accessed 12.08.2015). (In Russ.).
Velichkovskii, B. M., Zinchenko, V. P. and Luriia, A. R. (1973) Psikhologiia vospriiatiia [The psychology of perception]. Moscow, Moscow University Publ. 245 p. (In Russ.).
Zakon g. Moskvy ot 28 aprelia 2010 g. № 16 «Ob obrazovanii lits s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia v gorode Moskve» (red. ot 25.06.2014) [Municipal law of the City of Moscow “On Education for People with Health Limitation in Moscow” No. 16, of April 28, 2010 (as amended on June 25, 2014)]. Departament obrazovaniia goroda Moskvy [online] Available at: http://dogm.mos.ru/legislation/lawacts/874305/ [archived in WebCite] (accessed 12.08.2015). (In Russ.).
Ivoilova, I. (2013) Minobrnauki raz"iasnilo pravila domashnego obucheniia [Ministry for Education and Science explains homeschooling rules]. Rossiiskaia gazeta, November 26. [online] Available at: http://rg.ru/2013/11/26/obrazovanie-site.html [archived in WebCite] (accessed 12.08.2015). (In Russ.).
Obrazovanie v sem'e [Education in the family]. Mezhdunarodnaia shkola zavtrashnego dnia [online] Available at: http://schooloftomorrow.ru/studyhome/ [archived in WebCite] (accessed 12.08.2015). (In Russ.).
Petranovskaia, L. (2000) Dve tendentsii v obrazovanii (Doklad na konferentsii «Rubezh 2000», posviashchennoi prognozam razvitiia v XXI veke razlichnykh storon zhizni chelovechestva) [Two trends in education (A paper presented at the Rubezh 2000 conference on the possible development of various aspects of the humanity in the 21st century)]. Russkii iazyk, no. 33. [online] Available at: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200003301 [archived in WebCite] (accessed 12.08.2015). (In Russ.).
Pliusy i minusy domashnego obucheniia [The advantages and disadvantages of homeschooling]. Tsentr domashnego obucheniia [online] Available at: http://school4you.ru/pliusy-i-minusy-domashnego-obucheniia [archived in WebCite] (accessed 12.08.2015). (In Russ.).
Federal'nyi zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» : po sostoianiiu na 2014 g. : s kommentariiami iuristov [Federal Law ‘On education in the Russian Federation’, as of 2014, with lawyers’ comments]. (2014) Moscow, Eksmo Publ. 800 p. (In Russ.).
Iakunina, A. N. (2014) Pedagogicheskie usloviia stanovleniia semeinogo obrazovaniia v Rossii: kul'turno-istoricheskii podkhod [Pedagogical requirements for the rise of homeschooling in Russia: A cultural and historical approach] : Diss. … Candidate of Psychology. Moscow. 208 p. (In Russ.).
Holt, J. (1999) Growing without schooling. Cambridge, MA, Holt Associates. x, 262 p.
Illich, I. (1970) Deschooling society. New York, Harper & Row. 186 p.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.4.17
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.