Социальная активность личности (уровни, критерии, типы и пути ее развития)
Аннотация
Социальная активность выступает в качестве одного из системообразующих факторов личности и характеризует человека с позиций ценности его для общества, других людей. Через социальную активность проявляется жизненная позиция человека, его стремление внести свой вклад в развитие общества, реализовать себя в деятельности как личность. Социальная активность не возникает самопроизвольно, она зарождается и сосуществует с социальной реактивностью, ориентированной в большей степени на ситуацию, наличную мотивацию. В статье показано, что как социальная активность, так и социальная реактивность могут находиться на различных уровнях: нормативном, нормативно-личностном, личностно-продуктивном и продуктивно-творческом.
Единицами анализа социальной активности являются инициативность и исполнительность. Рассмотрены качественно-количественные показатели социальной инициативы: мотивационный компонент проявления инициативы, качество и общественная ценность инициативы, направленность инициатив, определенность-неопределенность инициативы, меры принятия ответственности за инициативу, устойчивость инициатив, частота инициатив, уровень инициативы. Исполнительность оценивается по следующим параметрам: принятие цели, задачи, ответственность исполнения, последовательность исполнения, выбор адекватных способов исполнения, устойчивость исполнения, интенсивность и напряженность исполнения, результативность исполнения, уровень исполнительности.
Проблема управления процессом формирования социальной активности личности является одной из сложных в современной педагогической науке. В статье показаны некоторые возможные пути ее развития: реализация рефлексивного управления социальной активностью личности; использование проблемных ситуаций в процессе формирования социальной активности.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Маралов, В. Г., Ситаров, В. А. (1990) Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте (Дошкольник — младший школьник). М. : Прометей. 220 с.
Ситаров, В. А. (2009) Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 148–157.
Ситаров, В. А. (2014) Теория обучения. Теория и практика : учебник для бакалавров. М. : Юрайт. 447 с.
Ситаров, В. А., Романюк, Л. В., Луговой М. В. (2007) Жизнеспособность «Концепция воспитания жизнеспособных поколений» // Сибирский педагогический журнал. № 1. С. 134–137.
Ситаров, В. А., Романюк, Л. В., Онищенко, Э. В. (2004) Гуманистические интенции отечественного историко-педагогического наследия // Сибирский педагогический журнал. № 1. С. 176–185.
REFERENCES
Maralov, V. G., Sitarov, V. A. (1990) Formirovanie osnov sotsial'noi aktivnosti lichnosti v detskom vozraste (Doshkol'nik — mladshii shkol'nik) [Laying down the foundations of social activity in childhood (pre-schoolers and primary school students)]. Moscow, Prometei Publ. 220 p. (In Russ.).
Sitarov, V. A. (2009) Problemnoe obuchenie kak odno iz napravlenii sovremennykh tekhnologii obucheniia [Education through problem solving as a trend in modern educational technologies]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 148–157. (In Russ.).
Sitarov, V. A. (2014) Teoriia obucheniia. Teoriia i praktika [Theory of tuition. Theory and practice] : An undergraduate textbook. Moscow, Iurait Publ. 447 p. (In Russ.).
Sitarov, V. A., Romaniuk, L. V. and Lugovoi, M. V. (2007) Zhiznesposobnost' «Kontseptsii vospitaniia zhiznesposobnykh pokolenii» [The viability of the “Bringing Up a Viable Generation” concept paper]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal, no. 1, pp. 134–137. (In Russ.).
Sitarov, V. A., Romaniuk, L. V. and Onishchenko, E. V. (2004) Gumanisticheskie intentsii otechestvennogo istoriko-pedagogicheskogo naslediia [Humanist intentions of the heritage of Russian history and pedagogy]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal, no. 1, pp. 176–185. (In Russ.).
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.4.15
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.