«Русский Голливуд» и «Сахавуд» в параллелях культурного ренессанса
Аннотация
Одним из ключевых культурных феноменов, обозначивших в массовой культуре явление культурного ренессанса, стал кинематограф. Актуально провести аналогии между культурными процессами, проанализировав случившиеся «кинобумы», разнесенные на столетие. Это аналогии между «Русским Голливудом» начала XX в. и якутским «Сахавудом» первой четверти XXI столетия. Параллели не представляются автору натянутыми в силу принятия во внимание ракурса динамики культуры, а именно процесса выживания национального в окружении массовой культуры модерна. При этом проблематичным становится способ пролонгирования этнонациональных символических конструктов в кинематографе, попавшем в объятья массовой культуры, символический статус которой невысок.
Цель работы — отражение противоречивой структуры кинематографа, снижающего ранг символическое до знакового. Для достижения поставленной цели выдвинуты задачи показать на историческом примере русского кинематографа в эмиграции сложность в выражении национального характера творцов кино, трансляции русского культурного топоса в европейском и североамериканском кинопродукте, а также проведение аналогий между задачами русского зарубежного кинематографа начала XX столетия и задачами современного национального кинематографа Республики Саха (Якутия).
Онтологическая экспликация и сравнение указанных кинематографических явлений приводит к пониманию того, что в их основе лежит способ выживания национальной культуры в условиях пресса масскульта, а культурный ренессанс просматривается как синтез метафизики модерна и национального фольклорно-религиозного символизма до- и премодерна. Автор заключает, что кино, финализируя обновление культуры, не способно стать эффективным институтом, консервирующим национальную особенность культуры.м
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Аронов, А. А. (2020) Рубеж XIX–XX веков: Золотой или Серебряный век русской культуры? // Вестник Казанского государственного университета. № 2. С. 7–9.
Белый, А. (2011) Синематограф // История отечественного кино. Хрестоматия / авт.-сост. Н. А. Дымшиц, С. М. Ишевская, В. С. Левитова, А. С. Трошин. М.: Канон+ ; Реабилитация. 672 с. С. 27–29.
Борисова, Л. (2021) Якутское кино: магия и мифы // Искусство кино. № 1–2. С. 32–37.
Бугаев, Н. И. (2000) Национальное своеобразие поэтического творчества: на примере якутской поэзии : автореф. дис. … канд. филол. наук. Якутск. 146 с.
Бюклинг, Л. (2018) Студии Михаила Чехова в Лос-Анджелесе (1949–1955 гг.) // Вопросы театра. № 1–2. С. 328–352.
Воскресенская, М. А. (2015) Серебряный век и русский ренессанс: к вопросу о содержании и соотношении понятий // Университетский научный журнал. № 14. С. 32–43.
Высочанская, А. М. (2018) Кинематограф предреволюционного десятилетия в зеркале символистской критики и поэзии // Вестник Бурятского государственного университета. Т. 1. № 2. С. 28–35.
Долин, А. (2021) Хребты иного мира: к вопросу о якутском чуде // Искусство кино. № 1–2. С. 5–9.
Заиченко, О. В. (2020a) Немецкое и русское кино в изгнании. Ч. I. Унесенные ветром // Россия XXI. № 4. С. 128–151.
Заиченко, О. В. (2020b) Немецкое и русское кино в изгнании. Ч. II. Культурный трансфер в США — чужие в Голливуде // Россия XXI. № 5. С. 26–49.
«И за борт ее бросает, в набежавшую волну…» (2015) [Электронный ресурс] // Сайт «Культура.РФ». URL: https://www.culture.ru/materials/55535/i-za-bort-ee-brosaet-v-nabezhavshuyu-volnu (дата обращения: 11.02.2022).
Кац, Н. Г. (2017) Российская культурная миграция в Новом Свете // Проблема изгнания: русский и американский контексты : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. / сост. и отв. ред. М. Ю. Егоров. Ярославль : РИО ЯГПУ. 235 с. С. 193–199.
Кащенко, Е. С., Марыгина, А. С. (2012) Русские в Голливуде: творческие контакты в XX веке // Новейшая история России. № 3. С. 106–116.
Кимеев, В. М. (2016) Этнокультурный ренессанс и мифотворчество в современной обрядности народов Притомья // Вестник Томского гос. ун-та. Сер. История. № 5 (43). С. 96–99.
Ковалова, А. «Кинемо-Шекспир» Александр Вознесенский: о первом русском кинодраматурге (2019) [Электронный ресурс] // Сайт НИУ ВШЭ. URL: https://hum.hse.ru/ditl/kino/voznesensky (дата обращения: 24.10.2021).
Кондаков, И. В. (2018) Русский масскульт: от барокко к постмодерну. М. ; СПб. : Центр гуманитарных инициатив. 544 с.
Кузьмина, С. Н., Кузьмина, Л. А. (2019) Культурные параллели в якутском и корейском кино // Вестник Северо-Восточного федер. ун-та им. М. К. Аммосова. Сер. Экономика. Социология. Культурология. № 2 (14). С. 49–59. DOI 10.25587/SVFU.2019.14.40421
Левочкин, В. В. (2015) Феномен национального кино на опыте Республики Саха (Якутия) // Этносоциум и межнациональная культура. № 12 (90). С. 120–123.
Мамардашвили, М. К., Пятигорский, А. М. (1997) Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М. : Школа «Языки русской культуры». 224 с.
Марар, О. И. (2009) Русский мир: причины выезда русской артистической эмиграции первой волны // Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. № 1 (21). С. 74–89.
Нусинова, Н. И. (2004) Русское кинематографическое зарубежье (1918–1939) и проблема взаимоинтеграции культур : автореф. дис. … д-ра искусствоведения. М. 52 с.
Октябрьская, И. В., Самушкина, Е. В. (2016) Этнокультурный ренессанс в современной Сибири: общая характеристика и региональный опыт (на примере Республики Алтай и Республики Хакасия) // Вестник Томского гос. ун-та. Сер. История. № 4 (42). DOI: 10.17223/19988613/42/13
Отургашева, Н. В. (2021) Современный якутский кинематограф: индивидуальность художественного взгляда в контексте глобального диалога культур // Межкультурная коммуникация: лингвистические и лингводидактические аспекты : сб. материалов IX Междунар. науч.-практ. конф. / коллектив авторов ; Новосибирск : Новосибирский гос. техн. ун-т. 210 с. С. 92–95.
Покатилова, И. В. (2021) Морфология искусств в Якутии XX — начала XXI веков // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. № 3. С. 14–25.
Пудов, А. О кинематографе и «Серебряном веке» якутской культуры (2021а) [Электронный ресурс] // Сайт сетевого издания «SakhaLife.ru». URL: https://sakhalife.ru/o-kinematografe-i-serebryanom-veke-yakutskoj-kultury/ (дата обращения: 11.05.2022).
Пудов, А. Г. (2021b) Факторы и критерии культурного ренессанса как отражение взаимодействия этнического символизма и знаковости массовой культуры: на примере якутской культуры // Манускрипт. Т. 14. № 10 (132). С. 2154–2161. DOI: 10.30853/mns210376
Пудов, А. Г. (2019) Этномодерн — новая креативная парадигма художественной культуры Якутии // Манускрипт. Т. 12. № 4. C. 117–121. DOI: 10.30853/manuscript.2019.4.24
Романова, Е. (2021) Окно земли: мифопоэтческий хронотоп якутской визуальности // Искусство кино. № 1–2. С. 38–45.
Саввина, С. (2021) Краткая история якутского кино // Искусство кино. № 1–2. С. 10–14.
Сергей Анашкин о феномене якутского кино (2016) [Электронный ресурс] // Портал сети ykt.ru. URL: https://news.ykt.ru/article/46577 (дата обращения: 23.01.2022).
Сивцев, С. Н. (2005) Становление кинематографа в культуре Якутии : дис. … канд. искусствоведения. М. 157 с.
Хадынская, А. А. (2016) «И Россия, как белая лира…»: образ оставленной родины в поэзии русской эмиграции первой волны // Вестник Самарского гос. ун-та. Сер. История, педагогика, филология. № 1. С. 157–161.
Шиндин, С. Г. (2017) Мандельштам и кинематограф. [Электронный ресурс] // Сайт Университета Торонто. URL: http://sites.utoronto.ca/tsq/60/Shindin60.pdf (дата обращения: 16.11.2021).
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2022.2.14
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/