Динамика системы «Герой — Антигерой» в истории культуры
Аннотация
В статье проводится анализ исторических этапов культуры через призму динамики системы концептов «Герой — Антигерой». Рассматривается базовый круг понятий данной системы: герой, трикстер, байронический герой, антигерой, супергерой, псевдогерой. Взаимодействие указанных элементов создают три уровня ее характеристик: бессознательный (архетипический), психосоциальный и культурно-концептуальный. Согласно К. Г. Юнгу, становление и развитие архетипа «герой» отражает этапы развития сознания человека.
На психосоциальном уровне проявляется полярность установок Героя и Антигероя: первый стремится быть, второй — обладать. Герой олицетворяет вечность как самобытие, Антигерой свою жажду бессмертия реализует через славу, власть и богатство. Путь Героя проходит через проникновение в суть вещей и познание реальности; Антигерой страшится реальности, поэтому его источник — бессознательное. В социальном смысле Герой стремится к солидарности (на основе общих идей или общего дела); Антигерой, нацеленный на обладание, порождает в обществе отчуждение и взаимный антагонизм. Оба концепта остаются «лакмусовой бумажкой» эпохи: проявление концепта Героя свидетельствует о духовном подъеме, а Антигероя — о духовном упадке.
Культурно-концептуальный уровень данной системы зарождается в мифе, утверждающем героя как полубога. Человеческое сознание проходит в мифе путь от родового существа, индивидуальность которого попирается всевозможными запретами, до героя позднего античного мифа, наделенного внешней материальной индивидуальностью и осознанием своей роли. В «осевое время» происходит смещение экзистенциального аспекта с космологического на этический. В Средние века культурным кодом смыслообразования становится бинарная оппозиция блага и зла, которая приводит к противопоставлению Героя и Антигероя. Новое время сформировало новый культурный типаж Героя: это ученый, подобно мифологическому герою Прометею похищающий божественный огонь истины. Современный этап культуры можно назвать псевдогероическим, эпохой симулякров, воплощающим актуальную повестку идеологии и моды.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Анти [Электронный ресурс] // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (1890–1907). СПб. : Брокгауз-Ефрон. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/122239/ (дата обращения: 28.04.2022).
Бруно, Дж. (1996) О героическом энтузиасте. Киев : Новый Акрополь, Бронт. 215 с.
Вико, Д. (1994) Основания Новой науки об общей природе наций / пер. с итал. А. А. Губера. М. — К. : REFL-book — ИСА. 656 с.
Гаврилов, Д. А. (2009) Трюкач. Лицедей. Игрок (Образ Трикстера в евроазиатском фольклоре). М. : Ганга, ИЦ «Слава». 288 с.
Герой [Электронный ресурс] // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (1890–1907). СПб. : Брокгауз-Ефрон. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/122239/ (дата обращения: 28.04.2022).
Горелов, А. А., Горелова, Т. А. (2021) Самотворчество как жизненная стратегия : монография. М. : РУСАЙНС. 186 с.
Делез, Ж. (1998) Фуко / пер. с фр. Е. В. Семиной. М. : Изд-во гуманитарной литературы. 172 с.
Евангелие от Луки (1988) // Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. М. : Издание Московской Патриархии. С. 1079–1126.
Иванов, В. Г. (2002) История этики средних веков. СПб. : Лань. 464 с.
Карасик, В. И. (2001) О категориях лингвокультурологии // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности : сб. науч. трудов. Волгоград : Перемена. 426 с. С. 3–16.
Ницше, Ф. (1989) Антихристианин // Ницше, Ф. Сумерки богов / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. М. : Политиздат. 400 c. С. 17–93.
Ницше, Ф. (1990) Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого / пер. В. В. Рынкевича. М. : Интербук. 304 с.
Пелипенко, А. А. (2012) Мифы // Социокультурная антропология: История, теория и методология : энциклопедический словарь / под ред. Ю. М. Резника. М. : Академический проект, Культура ; Киров : Константа. 1000 c. С. 818–819.
Понятие (б/г) Словарь церковнославянского языка: URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/churchslav/5911/%D0%BF%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B8) (дата обращения: 12.02.2022 г.).
Соловьев, В. С. (1883) Великий спор и христианская политика. М. : Тип. М. Н. Лаврова и К°. 260 с.
Степанов, Ю. С. (1997) Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М. : Изд. дом «ЯСК». 824 c.
Трикстер (1990) // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. М. : Советская энциклопедия. 672 с.
Франц, фон М. Л. (1996) Процесс индивидуации // К. Г. Юнг. Человек и его символы / ред. В. В. Зеленский. СПб. : Изд.-полигр. фирма «Б. С. К.». С. 202–328.
Фромм, Э. (1992) Душа человека. М. : Полит. литература. 434 с.
Фромм, Э. (1998) Иметь или быть // Фромм Э. Психоанализ и религия; Искусство любить; Иметь или быть / пер с англ. В. Петренко, О. Иванчук. Киев : Ника-Центр. 400 c. С. 189–378.
Хайдеггер, М. (1993) Письмо о гуманизме // Хайдеггер, М. Время и бытие. Статьи и выступления. М. : Республика. 447 c. С. 192–220.
Хайдеггер, М. (1997) Бытие и время / пер. В. В. Бибихина М. : Ad Marginem. 451 с.
Хендерсон, Д. Л. (1996) Древние мифы и современный человек // К. Г. Юнг. Человек и его символы / ред. В. В. Зеленский. СПб. : Изд.-полигр. фирма «Б. С. К.». С. 121–202.
Хоружий, С. С. (1998) К феноменологии аскезы. М. : Изд-во гуманитарной литературы. 352 с.
Хоружий, С. С. (2010) Фонарь Диогена. Критическая ретроспектива европейской антропологии. М. : Институт философии, теологии и истории св. Фомы. 688 с.
Хоружий, С. С. (2016) Социум и синергия: колонизация интерфейса. Казань : Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова. 452 с.
Юнг, К. Г. (1991) Архетип и символ / пер. с нем. ; предисл. А. М. Руткевича. С. 5–22 ; примеч. В. М. Бакусева и др. М. : Ренессанс. 304 с.
Юнг, К. Г. (1995) Статьи разных лет // Юнг, К. Г., Сэмюэлс, Э., Одайник, В., Хаббэк, Дж. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / сост. В. В. Зеленский, А. М. Руткевич. М. : Мартис. 320 c. С. 45–210.
Юнг, К. Г. (1996) Человек и его символы / ред. В. В. Зеленский. СПб. : Изд.-полигр. фирма «Б. С. К.». 454 с.
Юнг, К. Г. (1997) Сознание и бессознательное : сб. / пер. с англ. А. А. Алексеева. СПб. : Университетская книга. 544 с.
Юнг, К. Г. (2006) Поздние мысли // Юнг, К. Г., Фуко, М. Матрица безумия. М. : Алгоритм, Эксмо. 301 c. С. 49–75.
Яффе, А. (1996) Символы в изобразительном искусстве // Юнг, К. Г. Человек и его символы. СПб. : Изд.-полигр. фирма «Б. С. К.». С. 328–400.
Nabokov, V. (1964) Eugene Onegin: Commentary on preliminaries and chapters one to five. Part 2. Bollingen Foundation. 525 p.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2022.2.13
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/