Первокурсник университета 2021 года: ценностные ориентации, ожидания, жизненные планы

Антонина Ивановна Ковалева, Нина Анатольевна Селиверстова, Ольга Сергеевна Писецкая

Аннотация


В статье представлены результаты мониторингового исследования «Первокурсник МосГУ». Рассмотрены характеристики социального положения, мотивации к получению высшего образования, ожиданий от университета и преподавателей, ценностных ориентаций, личностной самоидентификации, жизненного настроения и проблем адаптации первокурсников к образовательной среде университета. Среди основных результатов зафиксирована тенденция снижения доли тех, кто ожидает результатом обучения в вузе получение интересной работы и роста доли тех, кто пришел в университет для самосовершенствования и с целью получения диплома; преобладание инструментальных ориентаций в ожиданиях от университета. Характеристика личностной самоидентификации молодежи обнаруживает динамику в оценках опрошенных первокурсников поколенческих качеств современной российской молодежи, а также в своих идентификационных ориентирах. Впервые в иерархии популярных положительных качеств молодежи — целеустремленность, самостоятельность, коммуникабельность. Обнаружен разрыв в оценках реальных черт сверстников (косвенно личностной самооценки) и своих личностных предпочтений. Родительская семья остается для значительной части первокурсников образцом для построения своей собственной жизни. Авторы предлагают меры повышения эффективности учебно-воспитательной работы с первокурсниками, содействия их профессионализации и личностному росту.


Ключевые слова


первокурсник; университет; адаптация к условиям высшей школы; ожидания первокурсников; жизненные планы; ценностные ориентации

Полный текст:

PDF

Литература


Боронина, Л. Н., Вишневский, Ю. Р., Дидковская Я. В. (2001) Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции // Университетское управление: практика и анализ. № 4. С. 65–69.

Гневашева, В. А., Луков, В. А. (2008) Первокурсник Московского гуманитарного университета: год 2007: результаты социол. исследования : мониторинг (этап 2007 г.). М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 46 с.

Зубок, Ю. А., Чупров, В. И. (2020) Смысловая саморегуляция отношения молодежи к образованию // III Чтения памяти В. Т. Лисовского : сб. науч. трудов / под ред. Т. К. Ростовской. М. : Экон-Информ. 209 с. С. 87–91.

Ковалева, А. И., Луков, В. А., Перинская Н. А. Социология молодежи: Научная школа Московского гуманитарного университета : в 2 ч. Ч. 1. Москва : Московский гуманитарный университет, 2016. 442 с.

Ковалева, А. И. Луков, Вал. А., Гневашева, В. А., Луков С. В. Социология молодежи: научная школа Московского гуманитарного университета: в 2 ч. Ч. 2 М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2018. 508 с.

Луков, В. А., Гневашева, В. А., Ковалева, А. И., Луков, С. В. (2006) Первокурсник Московского гуманитарного университета: год 2006: По материалам социологического исследования (мониторинг, этап III). М. 39 с.

Луков, В. А. (2009) Российский вуз глазами студентов: пять лет мониторинга [Электронный ресурс] // Электронный журнал Знание. Понимание. Умение. № 3. http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/3/Lukov/ (дата обращения: 01.02.2022).

Луков, В. А., Луков, С. В. (2017) Адаптация к учебе в вузе отдельных проблемных групп первокурсников: эмпирические данные и теоретические выводы [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. № 5. URL: http://journals. mosgu.ru/ggz/article/view/604 (дата обращения: 01.02.2022). DOI: 10.17805/ggz.2017.5.7

Первокурсник Московского гуманитарного университета: 2004 год: Итоги междисциплинарного исследования (2005a). В 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. Вал. А. Лукова, А. И. Ковалевой. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 100 с.

Первокурсник Московского гуманитарного университета: 2004 год: Итоги междисциплинарного исследования (2005b). В 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. Вал. А. Лукова, А. И. Ковалевой. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 32 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2022.2.12

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru