Апофатика места, или Поиски «иного царства» в рассказе А. Грина «Сто верст по реке»

Марианна Андреевна Дударева

Аннотация


Апофатика русской художественной культуры составляет самый широкий объект исследования. Апофатика, древнее понятие, сегодня иррадиирует во все исследовательские гуманитарные парадигмы. Предмет статьи: способы проявления апофатической реальности в рассказе А. Грина «Сто верст по реке», а именно анализ топоса жизни и смерти.

Методология исследования: онтогерменевтический анализ художественного произведения, который направлен на высвечивание философских вопросов текста, выявление этоса жизни и смерти. Параллель с русским фольклором, волшебной сказкой оказывается продуктивной. Для русской словесной культуры характерен поиск «иного царства», о котором в начале XX в. читал лекции философ Е. Н. Трубецкой в Московском религиозном обществе памяти Вл. Соловьева, куда входили многие представители Серебряного века. На типологическом уровне также продуктивно обращение к антропософскому учению Р. Штейнера, с которым хорошо был знаком ближайший друг писателя М. Волошин, встречавшийся с философом в 1906 г. в Париже. Немецкий антропософ в своих работах дает представление об особом имагинативном сверхчувственном восприятии действительности, которым обладают главные герои рассказа Грина.

Полученные выводы в ходе онтогерменевтического анализа могут быть полезны как культурологам, философам, интересующимся проблемами философии культуры, так и филологам, поскольку вносят уточнения в философскую концепцию жизни — смерти в русском варианте логоцентризма. В связи с этим данная методология, разрабатываемая в русской школе в трудах филолога и культуролога В. П. Океанского, может быть успешно применена и к другим художественным произведениям, в которых реализуется танатологический дискурс.


Ключевые слова


апофатика; русская сказка; традиционная культура; творчество А. Грина; философия Р. Штейнера; этос

Полный текст:

PDF

Литература


Арьес, Ф. (1992) Человек перед лицом смерти / пер. с фр. В. К. Ронина ; общ. ред. С. В. Оболенской ; предисл. А. Я. Гуревича. М. : Прогресс — Прогресс-Академия. 526 с.

Брагинская, Н. В., Шмаина-Великанова, А. И. (2013) Свет вечерний и свет невечерний // Два венка: Посвящение Ольге Седаковой. Редколлегия: А.В. Марков, Н.В. Ликвинцева, С.М. Панич, И.А. Седакова. М. : Русский фонд содействия образованию и науке. 232 с.

Варава, В. В. (2013) Философская танатология или апофатическая философия? // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. № 2 (145). Вып. 23. С. 112–117.

Голосовкер, Я. Э. (2012) Имагинативный абсолют. М. : Академический проект. 318 с.

Грачев, В. И. (2019) Культурфеномен апофатики «Диалектики мифа» А. Ф. Лосева в контексте топохронно-аксиогенной парадигмы культуры [Электронный ресурс] // Культура культуры. № 3. URL: http://cult-cult.ru/cultures-the-phenomenon-of-apophatic-the-dialectics-of-myth-by-a-f-losev (дата обращения: 23.01.2021).

Грин, А. (1965) Сто верст по реке // Грин A. Собрание сочинений : в 6 т. М. : Правда. Т. 2. 494 с. С. 166–204.

Гуревич, П., Спирова, Э. (2019) Наука в горизонте апофатики // Философская антропология. Т. 5. № 1. С. 6–25.

Дикова, Т. Ю. (1996) Рассказы Александра Грина 1920-х годов: поэтика оксюморона : дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург. 245 с.

Дударева, М. А. (2020) Апофатика русского языка и культуры в творчестве Н. С. Гумилева (на примере стихотворения «Жираф») // Наследие веков. № 1. С. 98–104.

Елеонская, Е. Н. (1994) Представление «того света» в сказочной традиции // Сказка, заговор и колдовство в России / Вступ. ст. и сост. Л. Н. Виноградовой ; подготовка текста и коммент. Л. Н. Виноградовой, Н. А. Пшеницыной. М. : Индрик. 272 с.

Елепова, М. Ю. (2012) Эстетика В. А. Жуковского в апофатическом контексте // Дискуссия. № 4 (22). С. 176–178.

Логинова, М. В. (2003) Онтология выразительности в культуре XX века : дис. … д-ра филос. наук. Саранск. 366 с.

Михайлова, М. Ю. (2017) Семантика невыразимого и средства ее передачи в русском языке : дис. … д-ра филол. наук. Уфа. 322 с.

Океанский, В. П. (2010) Человек и тотальность: поэтика пространства и ее кризис. Иваново : ШГПУ. 356 с.

Океанский, В. П. (2011) Этосы жизни и смерти у Хомякова и Шопенгауэра (культурологические размышления к обоснованию сопоставления) // Соловьевские исследования. Вып. 3 (31). С. 125–136.

Отечественная интеллектуальная культура: материалы к энциклопедии (моделирующий глоссарий: ключевые имена и понятия) (2011) / сост. и науч. ред. В. П. Океанский. Шуя : Центр кризисологических исследований ФГБОУ ВПО «ШГПУ». 175 с.

Панченко, А. М., Смирнов, И. П. (1971) Метафорические архетипы в русской средневековой словесности и в поэзии начала ХХ века // ТОДРЛ XXVI. Древнерусская литература и русская культура XVIII–XX вв. / отв. ред. Д. С. Лихачев. М. : Наука. 380 с. С. 33–49.

Парамонова, Т. А. (2008) Система индивидуально-авторских локусов как механизм создания сверхтекстового единства прозы А. С. Грина (на примере функционирования локусов «Лисс» и «Зурбаган») // Известия Самарского научного центра РАН. № 1. С. 279–287.

Пинаев, С. М. (2009) «Близкий всем, всему чужой»: Максимилиан Волошин в историко-культурном контексте Серебряного века. М. : Изд-во РУДН. 343 с.

Пронина, О. (2005) «Руанский собор» Максимилиана Волошина и «Теософия розенкрейцера» Рудольфа Штайнера [Электронный ресурс] // Антропософия. URL: http://www.anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=26&SNS=dfb25a68a04ba8b6e506dde9a24503f7 (дата обращения: 31.01.2021).

Татаринова, О. В. (2011) Принципы апофатической поэтики в творчестве А. И. Введенского // Теория и практика общественного развития. № 7. С. 357–359.

Трубецкой, Е. Н. (1922) «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке. М. : Тип. Боровичско-Волдайского кустарного и сельско-хозяйств. союзного т-ва. 48 с.

Тульчинский, Г. Л. (2020) Уроки А. Платонова в осмыслении рационализации социальной жизни // Наследие. № 1 (16). С. 32–44. DOI: https://doi.org/10.31119/hrtg.2020.1.2.

Хайдеггер, М. (1993) Время и бытие : статьи и выступления / сост., пер., вступ. ст., коммент. и указ. В. В. Бибихина. М. : Республика. 445, [2] с.

Шевцова, Г. И. (2003) Художественное воплощение идеи движения в творчестве А. С. Грина : дис. … канд. филол. наук. Елец. 165 с.

Штейнер, Р. (2011) Учение о метаморфозе // Штайнер, Р. Мировоззрение Гете : пер. с нем. СПб. : Деметра. 191 с. С. 86–135.

Шукуров, Д. Л. (2006) Дискурсивная практика русского авангарда (проблемы апофатики литературно-художественного стиля) // Вестник ИГЭУ. Вып. 1. С. 83–87.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2021.3.17

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru