Медиатизация коммуникативной среды образовательного процесса
Аннотация
В статье анализируются последствия медиатизации коммуникативной среды образовательного процесса при переходе на дистанционное (онлайн) обучение. Эмпирическую базу составляют результаты социологического исследования, проведенного автором в одном из московских вузов в период ограничительных мер в борьбе с пандемией COVID-19 весной 2020 г. Показано, что коммуникативная среда традиционного вузовского образования не переносится в онлайн as is (как есть). Традиционные образовательные практики и компоненты учебного процесса в онлайн-среде теряют свою эффективность и требуют адаптации. Замещение личной (face-to-face) коммуникации между преподавателями и студентами различными формами технически опосредованной (медиатизированной) коммуникации (устной и письменной) при актуальном уровне развития технологий и цифровой грамотности ведет к редуцированию преподавательского (обучающего) присутствия в образовательном процессе и оказывается фактором снижения его эффективности. Однако этот результат в значительной мере обусловлен экстренным характером перехода на дистанционное обучение, отсутствием необходимой технологической инфраструктуры, цифровых компетенций для реализации онлайн-обучения и времени для адаптации образовательных программ и подготовки кадров. Вместе с тем форс-мажорный переход на дистанционное обучение ускорил развитие цифровой образовательной среды, способствовал росту цифровой грамотности преподавательских кадров, обогащению учебного процесса разнообразными цифровыми инструментами и образовательными практиками.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Вартанова, Е. Л., Гуреева, А. Н. (2018) Глубокая медиатизация как основа социального мира // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. № 4. С. 113–117.
Вьюшкина, Е. Г. (2015) Массовые открытые онлайн-курсы: теория, история, перспективы использования // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Т. 15. Вып. 2. С. 78–83.
Голубева, А. Н. (2017) Массовые открытые онлайн-курсы: понятие, классификация и опыт применения в системе высшего образования // Вопросы педагогики. № 7. С. 25–29.
Губернаторов, Е. (2020) Преподаватели вузов пожаловались на плагиат и списывание из-за удаленки [Электронный ресурс] // РБК. Деловое информационное пространство / Экономика образования. URL: https://www.rbc.ru/society/03/08/2020/5f2414d29a7947ed990daf8e (дата обращения: 20.02.2021).
Гуреева, А. Н. (2017) Медиатизация научно-образовательной деятельности в Интернете: сайт российского вуза // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. № 3. С. 58–88.
Дистанционное обучение в экстремальных условиях. Интервью с Нурланом Киясовым и Виолой Ларионовой (2020) [Электронный ресурс] // Интерфакс. Новостной сайт «Образование» (academia.interfax.ru). URL: https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/4491/ (дата обращения: 20.02.2021).
Захарова, У. С., Танасенко, К. И. (2019) МООК в высшем образовании: достоинства и недостатки для преподавателей // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. № 3. С. 176–177.
Ибодова, С. К. (2020) Онлайн-обучение в условиях пандемии: вызовы и перспективы [Электронный ресурс] // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». № 7 (46) С. 820–826. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44003534 (дата обращения: 20.02.2021).
Иванов, Д. В. (2002) Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб. : Петербургское Востоковедение. 224 с.
Ильинский, И. М. (2020) Вступительное слово на пленарном заседании ХVI Международной научной конференции «Высшее образование для ХХI века. Цифровая трансформация общества: новые возможности и новые вызовы» // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 7–14. DOI: 10.17805/zpu.2020.4.1
Калимуллина, О. В., Троценко, И. В. (2018) Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций // Открытое образование. № 3. С. 61–73.
Карелин, В. М. (2019) Медиатизация образования: от инноваций до переформатирования // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество — 2019 : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Чебоксары. Изд-во ООО «Издательский дом «Среда». 384 c. С. 20–23.
Карлов, И. А. (2020) Инфраструктура дистанционного образования в российских вузах: результаты мониторинга [Электронный ресурс] // Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» / Национальный институт «Высшая школа экономики». Вып. 41. URL: https://www.hse.ru/data/2020/12/15/1358038614/release_41_2020.pdf (дата обращения: 20.02.2021).
Ковалева, А. И. (2017) Проблемы социализации личности студента в вузе // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 48–62. DOI: 10.17805/zpu.2017.3.4
Коломиец, В. П. (2013) Медиатизация как концепт // Теория и практика медиарекламных исследований : сб. статей /Аналитический центр «Видео Интернешнл». Вып. 3. М. : ООО «НИПКЦ Восход-А». С. 6–20.
Крохмаль, Л. А. (2017) К вопросу о формировании национальных открытых онлайновых образовательных платформ // XX международная научно-практическая конференция «Достижения и проблемы современной науки» (г. Санкт-Петербург, 4 июня 2017 г.). Ч. 2 : сб. публикаций научного журнала «Globus». 88 c. С. 26–31.
Кущева, Н. Б., Терехова, В. И. (2018) Современная цифровая образовательная среда в высшем образовании России // Проблемы современной экономики. № 1 (65). С. 191–194.
Магомедов, А. М. (2019) Проблемы и тенденции развития цифрового образования // Педагогика и просвещение. № 2. С. 134–142. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=27084 (дата обращения: 20.02.2021).
Маклюэн, М. (2003) Понимание Медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Г. Николаева. М. ; Жуковский : КАНОН-пресс-Ц ; Кучково поле. 464 с.
Мельник, Д. (2020) Карантин как повод пересмотреть подход к высшему образованию [Электронный ресурс] // ТАСС. URL: https://tass.ru/opinions/8028493 (дата обращения: 20.02.2021).
Манович, Л. (2018) Язык новых медиа. М. : Ад Маргинем Пресс. 400 с.
На пути к образованию будущего: ключевые тренды трансформации образования в условиях пандемии, 22.05.2020 // Сайт МГУ им. М. В. Ломоносова. URL: https://expert.msu.ru/educ (дата обращения: 06.02.2021).
Нетворкинг [Электронный ресурс] // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Нетворкинг (дата обращения: 06.02.2021).
Ним, Е. (2017) (Не)социальное конструирование реальности в эпоху медиатизации // Социологическое обозрение. Т. 16. № 3. C. 409–426.
Прахов, И. А. (2021) Студенты вузов в условиях пандемии: дистанционное обучение, трудовые траектории и восприятие ограничений // Мониторинг Экономики образования. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/data/2021/01/18/1348767590/release_1_2021.pdf (дата обращения: 02.02.2021).
Радкевич, А. Л. (2009) Социальные интернет-практики как объект социологического анализа // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 3. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/3/Radkevich/ (дата обращения: 06.02.2021).
Рогозин, Д. М. (2020) Преподаватели российских вузов о развитии онлайн-среды в условиях пандемии // Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития. № 14 (116). Май. С. 36–44.
Рощина, Я. М., Рощин, С. Ю., Рудаков, В. Н. (2018) Спрос на массовые открытые онлайн-курсы (MOOC): опыт российского образования // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. № 1. С. 174–199.
Селиверстова, Н. А. (2019) Имитации в высшей школе: проблема модернизации? // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 65–77. DOI: 10.17805/zpu.2019.4.5
Семенова, Т. В., Вилкова, К. А., Щеглова И. А. (2018) Рынок массовых открытых онлайн-курсов: перспективы для России // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. № 2. С. 173–197.
Хмеленко, В. В. (2016) Трансформация образования в эпоху информационных технологий: роль массовых открытых онлайн-курсов // Вестник науки и образования. № 7. С. 57–59.
Терентьев, Е. А. (2021) Переход на дистанционное обучение и удаленную работу в оценках университетских преподавателей // Мониторинг экономики образования. № 4 / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/data/2021/01/25/1402589985/Выпуск 4-2021Переход на дистанционное о.. университетских преподавателей.pdf (дата обращения: 28.01.2021).
Черепанова, Д. (2020) Между первой и второй: онлайн-образование на волне пандемии [Электронный ресурс] // Forbs Education. URL: https://education.forbes.ru/authors/online-education-vs-covid (дата обращения: 20.02.2021).
Means, В., Bakia, M., &Murphy, R. (2014) Learning Online: What Research Tells Us about Whether, When and How. New York: Routledge. xi, 219 p.
Garrison, D. R., Anderson, T., & Archer, W. (2000). Critical Inquiry in a Text-Based Environment: Computer Conferencing in Higher Education // The Internet and Higher Education. № 2. P. 87–105. DOI: 10.1016/S1096-7516(00)00016-6
Garrison, D. R., Anderson, T., & Archer, W. (2001) Critical Thinking, Cognitive Presence, and Computer Conferencing in Distance Education. American Journal of Distance Education. № 15. P. 7–23.
Garrison, D. R., & Anderson, T. (2003) E-Learning in the 21st century: A framework for research and practice. London: Routledge/Falmer. 184 p.
Ke, F. (2010) Examining online teaching, cognitive, and social presence for adult students // Computers & Education. Vol. 55. Issue 2, September. P. 808–820.
Kramp, L. (2015) The digitization of science. Remarks on the alteration of academic practice // Journalism, Representation and the Public Sphere / L. Kramp, N. Carpentier, A. Hepp, I. Tomanić Trivundža, H. Nieminen, R. Kunelius, T. Olsson, E. Sundin, R. Kilborn (eds.) Bremen: edition lumière. 295 p. P. 239–251.
Sun A., Chen X. (2016) Online Education and Its Effective Practice: A Research Review // Journal of Information Technology Education: Research. Vol. 15. P. 157–190. DOI: 10.28945/3502
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2021.2.4
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/