Модель организации самостоятельной работы будущих педагогов на основе информационно-коммуникационных технологий

Юлия Витальевна Красавина

Аннотация


В статье описана модель организации самостоятельной работы студентов бакалавриата — будущих педагогов профессионального обучения в условиях компетентностного подхода. Модель реализована в Ижевском государственном техническом университете им. М. Т. Калашникова на примере дисциплины «Английский язык».

Модель учитывает важные для будущих педагогов компетенции: профессиональную иноязычную и профессиональную информационно-коммуникационную (ИКТ). Повышение эффективности организации самостоятельной работы студентов — будущих педагогов по дисциплине «Английский язык» предлагается достичь за счет использования метода проектов в электронной среде. Выполнение данных проектов включает работу с иноязычными текстами профессиональной направленности, закрепление знаний по одной из основных дисциплин данного профиля, а также изучение основ проектирования в электронной среде. Так реализуется принцип синергизма, формируются важные профессиональные компетенции, повышается профессиональная готовность будущего специалиста.

Модель представлена четырьмя взаимосвязанными блоками: целевым, проектным, организационным и диагностико-результативным. Для оценки эффективности реализации модели выделены структурные составляющие основных формируемых компетенций. В структуре профессиональной иноязычной компетенции сформулированы компетенции, формирующие ее экзистенциальный, коммуникативный, социальный и оценочный компоненты. Профессиональная ИКТ-компетенция, связанная с навыками проектирования в электронной среде Moodle, представлена в виде совокупности компетенций, сгруппированных по следующим видам навыков: базовые навыки работы, навыки представления материала и навыки составления тестовых заданий в электронной среде Moodle. В качестве прикладной части приведенной модели разработан учебно-методический комплекс (УМК), представляющий собой дистанционный курс в среде Moodle.

Представленная модель организации самостоятельной работы студентов ориентирована не только на развитие профессиональных иноязычной и ИКТ-компетенций, но и на формирование психолого-педагогических и методических компетенций, важных для профессиональной деятельности будущих педагогов, что, несомненно, увеличивает эффективность предложенной модели.


Ключевые слова


самостоятельная работа студентов; профессиональная иноязычная компетенция; профессиональная ИКТ-компетенция; педагог профессионального образования; информационно-коммуникационные технологии

Полный текст:

PDF

Литература


Красавина, Ю. В. (2013) О роли информационных и коммуникационных технологий в подготовке студентов — будущих педагогов // Современные фундаментальные и прикладные исследования. № 4 (11). С. 31–34.

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» (2000) [Электронный ресурс] // Российская газета. 11 октября. URL: http://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 29.06.2014).

Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61 г. Москва «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы» (2011) [Электронный ресурс] // Российская газета. 9 марта. URL: http://rg.ru/2011/03/09/obrazovanie-site-dok.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 29.06.2014).

Профессиональный стандарт педагога (проект) (2013) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. 15 февраля. URL: http://минобрнауки.рф/документы/3071 [архивировано в Archive.Today] (дата обращения: 29.06.2014).

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)» (2009) [Электронный ресурс] // Российское образование. Федеральный портал. URL: http://edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm781-1.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 29.06.2014).

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012) [Электронный ресурс] // Российская газета. № 5976. 31 декабря. URL: http://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 29.06.2014).

Черепанов, В. С. (1988) Экспертные методы в педагогике : учеб. пособие. Пермь : ПГПИ. 83 c.

Шихова, О. Ф. (2012) Модель проектирования многоуровневых оценочных средств для диагностики компетенций студентов в техническом вузе // Образование и наука. № 2. С. 23–31.

Шихова, О. Ф., Шихов, Ю. А. (2013) Квалиметрический подход к диагностике компетенций выпускников высшей школы // Образование и наука. № 4. С. 40–57.

Key competences for adult learning professionals: Contribution to the development of a reference framework of key competences for adult learning professionals. Final report (2010) / B. J. Buiskool, S. D. Broek, J. A. van Lakerveld, G. K. Zarifis, M. Osborne [Электронный ресурс] // Grundtvig International Network of Course Organisers. URL: http://ginconet.eu/sites/default/files/Key_Competences_For_Adult_Educators.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 29.06.2014).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.2.37

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru