Диалогизация Гамлета или искусство быть в обществе вечных поэтов

Олег Сергеевич Валуев

Аннотация


В трансдисциплинарном подходе к психологии искусства прослежены антропологические взаимосвязи шекспировского Гамлета с притчевым содержанием мультфильма и фильма «Король Лев». На этом материале проведен экзистенциальный анализ диалогизации Гамлета в диалектике судьбы и свободы через осмысление индивидуального развития искусства быть. Под диалогизацией Гамлета понимается процесс раздвигания диалога Гамлета и Шекспира в культурно-историческом пространстве и времени, включающего в него других участников.

По аналогии с «мертвыми поэтами» из произведения Н. Горовица-Клейнбаума введено понятие «вечных поэтов» как культурных героев, работающих с антропологическими связями, отношениями и границами. В ходе теоретического анализа, опирающегося на позиции и идеи известных отечественных и зарубежных философов (Н. А. Бердяев, У. Эко), психологов (Л. С. Выготский, А. Г. Асмолов, Д. А. Леонтьев), психотерапевтов (Р. Мэй, В. Франкл, Э. Фромм), писателей (Н. Горовиц-Клейнбаум) и театральных деятелей (Н. В. Демидов), показано, что вечные поэты отличаются экзистенциальным мировоззрением, особым долгом перед человечеством, свободой и ответственностью, работой с предельными основаниями Вселенной, антропологическими вызовами и смыслами. В статье научно доказана принадлежность У. Шекспира к «вечным поэтам», выявлено значение диалога человека с человеческим через переосмысление себя в культуре и искусстве.

Продемонстрировано, что обращение человека к опыту вечных поэтов ведет к развитию искусства быть в переходах между его ступенями. Особенно подчеркивается значение диалога искусств и жанров в диалогизации Гамлета для развития шекспиросферы. На материале «Короля Льва» обосновывается значение диалогизации Гамлета в развитии личной свободы человека через обретение искусства быть.


Ключевые слова


диалогизация; Гамлет; искусство быть; ступени искусства быть; свобода; судьба; творческий акт; общество вечных поэтов; У. Шекспир; Король Лев

Полный текст:

PDF

Литература


Арнаудов, М. П. (1970) Психология литературного творчества / пер. с болг. Д. Д. Николаева. М. : Прогресс. 654 с.

Асмолов, А. Г. (2019) Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М. : Смысл. 448 с.

Бердяев, Н. А. (2007) Смысл творчества: опыт оправдания человека. М. : АСТ. 668 с.

Валуев, О. С. (2016) Сценарии судьбы и театры свободы субъекта творчества (к 400-летию со дня смерти У. Шекспира) // Международная научно-практическая конференция с элементами научной школы для молодых ученых «52-е Евсевьевские чтения» — Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения / под науч. ред. Ю. В. Варданян. Саранск : МГПИ. С. 34–38.

Валуев, О. С. (2020а) Личность и управление в бытии и действии: разница потенциалов // Личность: ресурсы и потенциал. № 4 (8). С. 25–32.

Валуев, О. С. (2020b) Ответственность как экзистенциальная основа культурной практики отвечания жизни «да» // V Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием памяти М. Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики». М. : МГППУ. С. 107–110.

Выготский, Л. С. (2016) Психология искусства. СПб. : Азбука. 448 с.

Демидов, Н. В. (2007) Творческое наследие. Т. 3. Кн. 4: Творческий художественный процесс на сцене / под ред. М. Н. Ласкиной. СПб. : Нестор-История. 480 с.

Горовиц-Клейнбаум, Н. (2020) Общество мертвых поэтов / пер. с англ. Т. Зборовской. М. : Эксмо. 240 с.

Леонтьев, Д. А. (2019) К экзистенциальной антропологии // Седьмая Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, А. Х. Фам. М. : Смысл. С. 5–10.

Моркина, Ю. С. (2017) Поэтическое творчество: философский анализ. М. : Канон+. 304 с.

Мэй, Р. (2012а) Свобода и судьба / пер. с англ. А. Багрянцевой. М. : ИОИ. 288 с.

Мэй, Р. (2012b) Человек в поисках себя / пер. с англ. А. Багрянцевой. М. : ИОИ. 224 с.

Поэзия: опыт междисциплинарного анализа (2015) / под ред. Г. В. Иванченко, Д. А. Леонтьева, Ю. Б. Орлицкого. М. : Смысл. 480 с.

Старовойтенко, Е. Б. (2015) Персонология: жизнь личности в культуре. М. : Академический проект. 431 с.

Франкл, В. Э. (1990) Человек в поисках смысла / сост. Л. Я. Гозман, Д. А. Леонтьев. М. : Прогресс. 368 с.

Фромм, Э. (2013) Искусство быть / пер. с англ. А. В. Александровой. М. : АСТ. 256 с.

Фромм, Э. (2019) Искусство слушать / пер. с англ. А. В. Александровой. М. : АСТ. 348 с.

Чебанная, Е. И. (2016) Бахтин и Шекспир: об особом монологизме Гамлета как героя и литературного архетипа // XXVI Шекспировские чтения 2016: 400 лет бессмертия поэта. М. : Изд-во МГУ. С. 72–73.

Шекспир, У. (2016) Полное собрание сочинений в одном томе. М. : Альфа-книга. 1278 с.

Эко, У. (2018) Открытое произведение. Форма и неопределенность в современной поэтике / пер. с итал. А. Шурбелева. М. : АСТ. 512 с.

Mobilis in mobili: личность в эпоху перемен (2018) / под общ. ред. А. Г. Асмолова. М. : ИД ЯСК. 546 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2021.1.18

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru