Свободомудрие vs свободомыслие
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы соотношения свободы внешней и внутренней, свободомыслия и мудрости и их участия в творческом выборе и действии как нечаянные мысли, вызванные режимом самоизоляции. Авторы показывают, что понятие свободомыслия тесно связано с пониманием свободы в данную эпоху. В свободомыслии как его ипостаси заложены две сущностные черты — негативная — «свобода от» и позитивная — «свобода для». Историческая ретроспектива их баланса предстает как некая закономерность, которую авторы условно называют «качелями свободомыслия»: рождение новой отрасли духовной культуры происходит за счет нарастающей критики предыдущей и появления плеяды мыслителей, ее формирующих.
Так, в свободомыслии Античности с его устремлением к отказу от давления рока сначала преобладала «свобода от», к которой позже в результате позитивной работы многочисленных философских школ добавилась «свобода для». Становление христианства как отрасли духовной культуры сопровождалось критикой предыдущей философии (например, неоплатониками) и созидательной работой апостолов и христианских мыслителей эпохи патристики. В средневековом обретении свободы как божьего дара утверждалась «свобода для», которая под влиянием позднего догматизма превратилась к эпохе Возрождения в негативную свободу. Антиклерикализм и антидогматизм был преодолен мыслителями Нового времени, которые, создавая методологию науки (английский эмпиризм и континентальный рационализм), утвердили новые цели и смыслы познания, и свобода стала нужна «для» познания законов природы. Рождение идеологии как отрасли культуры в конце XIX — начале ХХ вв., хотя и происходило не на фоне критики науки, все же произвело новое поле свободы — политические свободы, обозначенные буржуазно-либеральными идеями. Глобальное человечество, отныне имеющее общую судьбу, подходит к новому «осевому времени», которое, вероятно, потребует нового свободомыслия — негативного, которое уже заложено в идеях западной философии постмодернизма, и позитивного, например, в рамках философско-религиозно-научного синтеза, подготовленного русскими религиозными философами.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Апресян, Р. Г. (2001) Свобода // Этика. Энциклопедический словарь /Под ред. Р.Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. М. : Гардарики. 671 с. С. 421-424.
Аристотель. (1984a) Никомахова этика // Аристотель. Собр. соч. в 4 т. Т. 4. / Общ. ред. А. И. Доватура. М. : Мысль. 830 с. С. 53–294.
Аристотель. (1984b) Большая этика // Аристотель. Собр. соч. в 4 т. Т. 4. / Общ. ред. А. И. Доватура. М. : Мысль. 830 с. С. 295–375.
Берлин И. (1998) Две концепции свободы // Современный либерализм: Ролз, Бёрлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. М. : Дом интеллектуальной книги, Прогресс-Традиция. 248 с. С. 19–43.
Гиренок, Ф. И. (2020) Коронавирус: свобода или судьба? // Газета «Завтра». № 17.
Горелов, А. А., Горелова Т. А. (2019) Самотворчество как протестный потенциал духовной культуры // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2019. № 1. С. 148-170. DOI: 10.17805/trudy.2019.1.14.
Даль, В. И. (1999) Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 4. М. : Русский язык, 688 с.
Дидро, Д. (2014) Монахиня // Эрос. Антология: Философские маргиналии проф. П. С. Гуревича. М. : Канон. 415 с.
Краткая философская энциклопедия (1994) / Ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. М.: Прогресс-Энциклопедия. 576 с.
Кувакин, В. А., Тажуризина З. А. (2010) Свободомыслие // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ред. В. С. Степин. М. : Мысль. Т. 3. 692 с. C. 425–426.
Лимонов, Э. В. (2013) Апология чукчей: мои книги, мои войны, мои женщины. М. : АСТ. 538 с.
Платон (1990) Евтидем // Платон. Собр. соч. в 4 т. / Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; Примеч. А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи. М. : Мысль. Т. 1. 860 с. С. 158–203.
Платон (1994) Государство // Платон. Собр. соч. в 4 т. / Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; Примеч. А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи. М. : Мысль. Т. 3. 654 с. С. 79–420.
Фуко, М. (2014) Мужество истины. Управление собой и другими II. Курс лекций, прочитанный в Коллеж де Франс в 1983-1984 учебном году /Пер. с фр. А. В. Дьяков. СПб.: Наука. 358 с.
Хоружий, С. С. (2010) Фонарь Диогена. Критическая ретроспектива европейской антропологии. М. : Институт философии, теологии и истории св. Фомы. 688 с.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2021.1.9
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/