Социальные ожидания постсоветских руководителей в условиях возрождения института предпринимательства в России

Владимир Петрович Позняков, Джульетта Альбертовна Китова

Аннотация


В статье анализируются психологические трудности возрождения и развития российского предпринимательства в условиях переходного периода развития общества. Приводятся результаты серии исследований психологических проблем изменения форм собственности и становления нового российского предпринимательства. Рассматриваются и анализируются социальные ожидания советских руководителей в условиях возрождения института предпринимательства в России.

Переход к рыночной экономике в начале 1990-х годов привел к развитию новых форм собственности и отношений, к которым основная масса россиян оказалась не готовой. Особенно остро проявилась проблема психологической неготовности постсоветских руководителей, социальный опыт хозяйственной деятельности которых сложился в годы советской власти и стал непригодным для выживания в условиях рыночных отношений. Возрождение института предпринимательства вызвало психологическую растерянность у значительной части руководителей того периода. Такая растерянность была обусловлена неопределенностью векторов социально-экономического развития, что вызывало рассогласованность социальных ожиданий и формировало противоречивые психологические отношения.

Отношения постсоветских руководителей к своей предстоящей хозяйственной деятельности рассматриваются в контексте теории психологических отношений В.П. Познякова как психологические отношения личности. Психологические отношения в заданном русле представляют собой отношения постсоветских руководителей к различным условиям и сторонам социально-экономических преобразований, к самим себе как ее субъектам и к представителям других социальных групп, с которыми они связаны хозяйственными и иными формами взаимодействия. В таком ключе психологические отношения субъектов экономической деятельности, с одной стороны, отражая объективные экономические условия, выступают результатом изменения этих условий. С другой стороны, выполняя функцию регуляции экономического поведения, и прежде всего деловой активности субъекта, они сами являются факторами изменения этих условий, что переводит проблему в поле предикторов реальных экономических отношений, в источник общественного развития.

Выполненный историко-психологический анализ возрождения нового российского предпринимательства позволяет констатировать, что становление нового российского предпринимательства сопровождалось целым рядом серьезных, эмоционально окрашенных, психологических трудностей, появление которых фактически ознаменовало появление новой социальной группы современного российского общества, носителей новых жизненных ценностей, которые продолжают сохраняться и транслироваться в настоящее время.


Ключевые слова


психологические отношения; социальные ожидания; экономическая деятельность; предпринимательство; экономическая психология; социальная психология; российские предприниматели

Полный текст:

PDF

Литература


Василюк, Ф. Е. (1984) Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М. : Изд-во Моск. ун-та. 200 с.

Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе (1996) / отв. ред. А. Л. Журавлев. М. : Изд-во Института психологии РАН. 226 с.

Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества (2013) / отв. ред. А. Б. Купрейченко, И. В. Мерсиянова. М. : Изд. дом НИУ ВШЭ. 564 с.

Журавлев, А. Л. (1991) Психология человека и экономические реформы // Социалистический труд. № 1. С. 20–23.

Журавлев, А. Л. (1999) Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений : дис. … д-ра психол. наук. М. 132 с.

Журавлев, А. Л., Кочеткова, Н. А. (1997) Динамика социально-психологических качеств российских предпринимателей в изменяющихся экономических условиях // Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений / отв. ред. А. Л. Журавлев. М. : Изд-во Института психологии РАН. 142 с. С. 35–44.

Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (1992) Динамика межгрупповых отношений в условиях изменения форм собственности // Психологический журнал. Т. 13. № 4. С. 24–32.

Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (1993) Социально-психологические трудности становления малого бизнеса в России (анализ группового мнения предпринимателей) // Психологический журнал. Т. 14. № 6. С. 23–34.

Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (1995) Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия. М. : Изд-во Института психологии РАН. 58 с.

Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (2004) Экономическая психология: теоретические проблемы и направления эмпирических исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 1. № 3. С. 46–64.

Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (2012) Социальная психология российского предпринимательства : Концепция психологических отношений. М. : Изд-во Института психологии РАН. 480 с.

Журавлев, А. Л., Сумарокова, В. А. (1998) Доверие предпринимателей к разным видам организаций: региональные особенности // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М. : Изд-во Института психологии РАН. 295 с. С. 258–272.

Китов, А. И. (1987) Экономическая психология. М. : Экономика. 303 с.

Китов, А. И. (1990) Личность и перестройка : Заметки психолога. М. : Профиздат. 189, [2] с.

Китова, Д. А. (2003) Материальное самообеспечение личности в изменяющихся социально-экономических условиях России. Ставрополь : Изд-во СевКавГТУ. 331 с.

Китова, Д. А. (2005) Материальное самообеспечение личности как предмет психологического исследования // Проблемы экономической психологии : в 2 т. / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. М. : Изд-во Института психологии РАН. Т. 2. 644 с. С. 577–601.

Купрейченко, А. Б., Журавлев, А. Л. (1999) Отношение современных российских предпринимателей к морально-этическим нормам делового поведения // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М. : Изд-во Института психологии РАН. 276 с. С. 89–109.

Мескон, М. Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. (1992) Основы менеджмента. М. : Дело. 702 с.

Позняков, В. П. (1992) Новая социальная группа: признаки, мотивы действий, трудности становления // Человек и труд. № 4–5. C. 14–17.

Позняков, В. П. (1999) Региональные особенности психологических отношений российских предпринимателей к своей деятельности // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. М. : Изд-во Института психологии РАН. 276 с. С. 68–89.

Позняков, В. П. (2000) Психологические отношения субъектов экономической деятельности. М. : Изд-во Института психологии РАН. 220 с.

Позняков, В. П. (2001) Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей. М. : Изд-во Института психологии РАН. 240 с.

Позняков, В. П. (2002) Психологические отношения в условиях изменения форм собственности : дис. … д-ра психол. наук. М. 346 с.

Проблемы экономической психологии (2004) : в 2 т. / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. М. : Изд-во Института психологии РАН. Т. 1. 620 с.

Проблемы экономической психологии (2005) : в 2 т. / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. М. : Изд-во Института психологии РАН. Т. 2. 644 с.

Социальная психология экономического поведения (1999) / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М. : Наука. 237 с.

Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства (1999) / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М. : Изд-во Института психологии РАН. 276 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.2.34

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru