Индивидуально-типологические особенности личности в построении модели толерантного взаимодействия в молодежной среде

Ирина Валерьевна Белашева

Аннотация


Настоящая статья содержит результаты исследования роли индивидуально-типологических особенностей в формировании толерантности в среде старших подростков и молодых людей.

Толерантность рассматривается как интегративное свойство личности и условие позитивного межличностного взаимодействия. Проведен анализ феномена толерантности как личностного образования, характеризующегося комплексом взаимосвязанных критериев, проявляющихся на познавательном, эмоциональном и конативном уровнях психического реагирования личности. Перечислен и описан комплекс психодиагностических методов исследования общего уровня толерантности, толерантных установок в сфере межнациональных отношений, коммуникативной толерантности, выраженности этнической идентичности, свойств и структуры темперамента.

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение влияния индивидуально-типологических свойств (свойств темперамента) личности старших подростков и юношей на формирование толерантного межличностного взаимодействия. Исследование проводилось в 2013–2014 гг. на базе Северо-Кавказского федерального университета, лицея № 5 г. Ставрополя и социального колледжа г. Пятигорска.

Были выявлены достоверные корреляционные связи между показателями толерантности и свойствами предметно-деятельностного и коммуникативного аспектов темперамента. Обнаружена тенденция усиления и расширения корреляционных связей меду показателями толерантности и темпераментальными свойствами личности в возрастном континууме «старший подросток — юноша — молодой человек».

Результаты исследования свидетельствуют о том, что наиболее значимое влияние на формирование толерантных установок личности молодых людей оказывают такие индивидуально-типологические особенности, как социальный темп, уровень активности освоения предметного мира, стремление к умственному и физическому труду, уровень вовлеченности в деятельность.


Ключевые слова


толерантность; этническая толерантность; коммуникативная толерантность; толерантные установки; толерантное взаимодействие; позитивная социализация; индивидуально-типологические особенности; темперамент

Полный текст:

PDF

Литература


Аболин, Л. М. (1987) Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань : Изд-во Казанского ун-та. 261, [1] с.

Алексеева, Е. В., Братченко, С. Л. (2003) Психологические основы толерантности учителя // Монологи об учителе : монография / науч. ред. В. Ю. Кричевский; сост. Е. В. Люликова. СПб. : СПб АППО. 225 c. С. 165–172.

Бардиер, Г. Л. (2007) Научные основы социальной психологии толерантности : учеб. пособие. СПб. : Осипов. 96 с.

Белинская, Е. П. (2013) Психология интернет-коммуникаций : учеб. пособие. М. : МПСУ ; Воронеж : МОДЭК. 192 с.

Божович, Л. И. (2001) Проблемы формирования личности : Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. 3-е изд. М. : МПСИ ; Воронеж : НПО «МОДЭК». 352 с.

Гриншпун, И. Б. (2003) Понятие и содержательные характеристики толерантности: к вопросу о толерантности как психическом явлении // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : сб. науч.-метод. ст. / отв. ред. С. К. Бондырева. 2-е изд., стер. М. : МПСИ ; Воронеж : НПО «МОДЭК». 366, [1] с. С. 31–40.

Губогло, М. Н. (2003) Толерантность сознания молодежи: состояние и особенности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : сб. науч.-метод. ст. / ред. С. К. Бондырева. 2-е изд., стер. М. : МПСИ ; Воронеж : НПО «МОДЭК». 366, [1] с. С. 99–163.

Кожухарь Г. С. (2006) Проблема толерантности в межличностном общении // Вопросы психологии. № 2. С. 3–12.

Настольная книга практического психолога (2008) / сост. С. Т. Посохова, С. Л. Соловьева. М. : АСТ ; Хранитель ; СПб. : Сова. 671 с.

Оллпорт, Г. У. (2003) Природа предубеждения [Электронный ресурс] // Век толерантности. Вып. 6. URL: http://tolerance.ru/VT-6-priroda.php?PrPage=VT [архивировано в WebCite] (дата обращения: 20.11.2014).

Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности (2003) / под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой и др. М. : МГУ им. М. В. Ломоносова. 112 с.

Псядло, Э. М. (2007) Темперамент и характер в истории медицины и психологии : учеб.-справ. пособие. Одесса : Наука и техника. 232 с.

Русалов, В. М. (1985) О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. № 1. С. 19–32.

Словарь психолога-практика (2001) / сост. С. Ю. Головин. Минск : Харвест ; М. : АСТ. 976 с.

Собкин, В. С., Адамчук, Д. В. (2006) Измерение толерантных установок в сфере межнациональных отношений (окончание) // Вестник практической психологии образования. № 3 (8). С. 48–60.

Собчик, Л. Н. (2005) Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб. : Речь. 624 с.

Солдатова, Г. У., Макарчук, А. В. (2006) Может ли другой стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. М. : Генезис. 256 с.

Социологический энциклопедический словарь : На русском, английском, немецком, французском и чешском языках (2000) / ред.-координатор Г. В. Осипов. М. : Норма (Издательская группа «Норма — ИНФРА-М»). 488 с.

Стефаненко, Т. Г. (2006) Этнопсихология : практикум : учеб. пособие для студентов вузов. М. : Аспект Пресс. 208 с.

Стреляу, Я. (1982) Роль темперамента в психическом развитии. М. : Прогресс. 231 с.

The American heritage desk dictionary of the English language. (2012) 5th edn. Boston, MA : Houghton Mifflin Harcourt. viii, 951 р.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.2.33

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru