Взаимосвязь когнитивной оценки трудных профессиональных ситуаций и профессиональной пригодности у страховых агентов

Юлия Алексеевна Сапрыкина

Аннотация


В статье представлены результаты авторского исследования трудных профессиональных ситуаций в деятельности страховых агентов и роли когнитивной оценки в восприятии данных ситуаций. Изучение роли когнитивной оценки трудных профессиональных ситуаций является актуальным в связи с определением критериев профессиональной пригодности специалистов и прогнозирования на этой основе успешности деятельности. Исследование представляет новый подход к определению профессиональной пригодности, при котором учитываются индивидуальные особенности когнитивной оценки трудных профессиональных ситуаций.

Исследование проводилось в форме экспертного опроса и анкетирования, в котором приняли участие 140 специалистов страховых компаний г. Волгограда и г. Липецка (Россия) со стажем работы от 3 месяцев до 32 лет в 2009–2010 гг., состояло из двух этапов. На первом этапе был проведен экспертный опрос специалистов, в результате которого определен перечень из семи трудных профессиональных ситуаций в деятельности агента. На втором этапе исследования респонденты оценивали ситуации с точки зрения их стрессогенности.

Респонденты различались по уровню общей успешности деятельности (финансового результата). Трудные профессиональные ситуации оценивались по параметрам: повторяемость, эмоциональная напряженность, личная значимость, неконтролируемость, продуктивность, неопределенность. Сравнение средних значений оценок выявило различия по ряду характеристик трудных профессиональных ситуаций. С одной стороны, трудные профессиональные ситуации оцениваются как значимые, неконтролируемые и неопределенные, но вместе с этим ситуации также воспринимаются как нечастые, не вызывающие эмоциональную напряженность и не влияющие на продуктивность деятельности. В этом проявляется неоднозначность когнитивной оценки трудных профессиональных ситуаций.

В зависимости от показателей средних оценок выборка была разделена на три группы: с высокой, низкой и средней устойчивостью к трудным ситуациям. В этих группах была обнаружена взаимосвязь между показателями профессиональной пригодности и когнитивной оценки трудных профессиональных ситуаций. Для специалистов на начальном этапе профессионализации характерны высокая степень подверженности стрессу и высокие средние значения когнитивной оценки, на последующих этапах профессионализации одновременно наблюдались как низкие, так и высокие показатели когнитивной оценки и разная степень подверженности профессиональному стрессу. Результаты подтверждены значимыми различиями по критерию U-Манна — Уитни.

Обосновывается вывод, что характер когнитивной оценки трудных профессиональных ситуаций может выступать в качестве диагностического критерия для определения и прогнозирования профессиональной пригодности страховых агентов.


Ключевые слова


страховые агенты; профессиональные ситуации; профессиональная пригодность; когнитивная оценка; параметры когнитивной оценки

Полный текст:

PDF

Литература


Бодров, В. А. (2000) Информационный стресс. М. : Пер Сэ. 352 с.

Водопьянова, Н. Е. (2009) Психодиагностика стресса. СПб. : Питер. 336 с.

Водопьянова, Н. Е., Старченкова, Е. С. (2008) Трансактный подход к изучению стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. Вып. 2. С. 47–58.

Дикая, Л. Г. (2003) Психическая саморегуляция функционального состояния человека. М. : Изд-во Института психологии РАН. 318 с.

Дружинин, В. Н. (1999) Психология общих способностей. 2-е изд. СПб. : Питер Ком. 368 с.

Завалова, Н. Д., Ломов, Б. Ф., Пономаренко, В. А. (1986) Образ в системе психической регуляции деятельности. М. : Наука. 172 с.

Климов, Е. А. (1996) Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону : Феникс. 509 с.

Китаев-Смык, Л. А. (1983) Психология стресса. М. : Наука. 368 с.

Леонова, А. Б. (1984) Психодиагностика функциональных состояний человека. М. : Изд-во Моск. ун-та. 200 с.

Ошанин, Д. А., Конопкин, О. А. (1973) О психологическом подходе к изучению деятельности человека-оператора // Психологические вопросы регуляции деятельности. М. : Педагогика. 208 с. С. 3–13.

Платонов, К. К. (1972) Проблемы способностей. М. : Наука. 312 с.

Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный подход (2004) / под ред. В. А. Бодрова. М. : Институт психологии РАН. 390 с.

Старченкова, Е. С., Ячанова, А. Ю. (2011) Совладающее поведение в профессионально-трудных ситуациях у педагогов на разных этапах профессионализации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. Вып. 2. С. 196–201.

Теплов, Б. М. (1961) Проблемы индивидуальных различий. М. : АПН РСФСР. 536 с.

Caplan, R., Cobb, S., French, J. et al. (1975) Job demands and worker health: Main effects and occupational differences. Washington, DC : U.S. Dept. of Health, Education, and Welfare. 342 p.

Cartwright, S., Cooper, C. L. (1989) Predicting success in joint venture organizations in information technology. A cultural perspective // Journal of General Management. Vol. 15. No. 1. Р. 39–52.

Cox, T., McKay, C. (1981) A transactional approach to occupational research // Stress, work design and productivity / ed. by E. N. Corlett, J. Richardson. Chichester ; N. Y. : John Wiley. xvi, 271 p. Р. 91–115.

Cummings, T. G., Cooper, C. L. (1979) A cybernetic framework for studying occupational stress // Human Relations. Vol. 32. No. 5. Р. 395–418.

Karasek, R., Theorell, T. (1990) Healthy work: Stress, productivity and the reconstruction of working life. N. Y. : Basic Books. xv, 381 p.

Lazarus, R. S. (1991) Emotion and adaptation. N. Y. : Oxford University Press. xiii, 557 p.

Lazarus, R. S., Smith C. A. (1988) Knowledge and appraisal in the cognition-emotion relationship // Cognition and Emotion. Vol. 2. No. 4. Р. 281–300.

McGrath, J. E. (1976) Stress and behavior in organizations // Handbook of industrial and organizational psychology / ed. by M. D. Dunnette. Chicago : Rand McNally. 1740 p. P. 1351–1395.

Roseman, I. J. (1984) Cognitive determinants of emotion: A structural theory // Review of personality and social psychology / ed. by P. Shaver. Beverly Hills, CA : Sage. Vol. 5: Emotions, relationship, and health. Р. 11–36.

Scherer, K. R. (1984) On the nature and function of emotion: A component process approach // Approaches to emotion / ed. by K. R. Scherer, P. Ekman. Hillsdale, NJ : Lawrence Erlbaum Associates. xii, 426 p. P. 293–317.

Scherer, K. R. (1997) The role of culture in emotion-antecedent appraisal // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 73. No. 5. Р. 902–922.

Smith, C. A., Ellsworth, P. C. (1985) Patterns of cognitive appraisal in emotion // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 48. No. 4. Р. 813–838.

Ortony, A., Clore, G. L., Collins, A. (1988) The cognitive structure of emotions. N. Y. : Cambridge University Press. xi, 207 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.2.32

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru