Использование метода семантического дифференциала в исследовании представлений юношей и девушек о семье

Ольга Викторовна Алмазова, Вероника Петровна Дзукаева, Татьяна Юрьевна Садовникова

Аннотация


В статье описан опыт использования модифицированного варианта методики «Семантический дифференциал» в исследовании образов родительской и своей будущей семьи у юношей и девушек. 

В исследовании 2013–2014 гг. приняли участие 205 студентов (61 юноша и 144 девушек) вузов и ссузов в возрасте от 17 до 24 лет, 108 студентов (52,7%) русской национальности и 97 студентов (47,3%) осетинской национальности (гг. Москва, Владикавказ и Алагир). В качестве основного метода исследования был использован модифицированный вариант метода семантического дифференциала (Е. Ю. Артемьева, В. Ф. Петренко), способ анализа данных предложен О. В. Алмазовой.

Как выяснилось, оценки студентами образа своей будущей семьи значимо более позитивные по сравнению с оценками образа родительской семьи. Выявленные особенности представлений о родительской и своей будущей супружеской семье имеют значимые гендерные и этнокультурные различия. Девушки больше используют характеристики, которые принято считать скорее эмоциональными, феминными, например «теплая» и «мягкая». Юноши — характеристики, которые традиционно считаются маскулинными, например «сильная». Гендерные различия в представлениях о будущей супружеской семье проявились в более позитивных ее оценках девушками.

Выявлены как инвариантные, так и культурно-специфические особенности образов родительской и будущей супружеской семьи у студентов, являющихся представителями различных культур — русской и осетинской. Сходство проявилось в подобии семантических профилей образов семьи, более высоких средних оценках образа «Моя будущая семья» по сравнению с оценками образа «Наша семья» (родительская). Различия в оценках студентами образов родительской и будущей супружеской семьи проявились в том, что русские студенты больше ориентированы на ценности культуры современного типа (по Дж. Таунсенду), а осетинские — традиционной культуры.


Ключевые слова


юношеский возраст; семья; семантический дифференциал; кросс-культурное исследование; отношение к браку; образ родительской семьи; образ будущей супружеской семьи

Полный текст:

PDF

Литература


Абульханова, К. А. (1999) Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) : Избранные психологические труды. М. : Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та ; Воронеж : НПО «МОДЭК». 224 с.

Алмазова, О. В. (2013) Особенности образа взрослого сиблинга [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 29. С. 3. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n29/828-almazova29.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.05.2014).

Артемьева, Е. Ю. (1999) Основы психологии субъективной семантики / под ред. И. Б. Ханиной. М. : Наука ; Смысл. 350 с.

Берри, Дж. В., Пуртинга, А. Х., Сигалл, М. Х., Дасен, П. Р. (2007) Кросс-культурная психология. Исследования и применение. Харьков : Гуманитарный центр. 558 с.

Блос, П. (2010) Психоанализ подросткового возраста : пер. с англ. М. : Ин-т общегуманит. исслед. 272 с.

Бодалев, А. А. (1998) Вершина в развитии взрослого человека, характеристики и условия достижения. М. : Флинта. 99 с.

Брушлинский, А. В. (2003) Психология субъекта / отв. ред. В. В. Знаков. М. : Изд-во Ин-та психологии РАН ; СПб. : Алетейя. 272 с.

Буровихина, И. А. (2013) Социальная ситуация развития как условие формирования образа мира современного подростка : дис. … канд. психол. наук. М. 313 с.

Варга, А. Я. (2009) Введение в системную семейную психотерапию. М. : Когито-Центр. 182 с.

Верещагина, М. В. (2010) Этническая идентичность и этническая толерантность русских и осетинских студентов : дис. … канд. психол. наук. Владикавказ. 262 с.

Виничук, Н. В. (2012) Особенности представлений психосоматических больных о счастье [Электронный ресурс] // Психологические исследования. № 2 (22). С. 7. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2012n2-22/653-vinichuk22 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.05.2014).

Гамезо, М. В., Герасимова, В. С., Горелова, Г. Г., Орлова, Л. М. (1999) Возрастная психология. Личность от молодости до старости. М. : Педагог. о-во России ; Изд. дом «Ноосфера». 269, [1] с.

Голод, С. И. (1995) Моногамная семья: кризис или эволюция // Социально-политический журнал. № 6. С. 74–87.

Денисова, Т. Н. (2013) Особенности представлений о времени у школьников и студентов с различной выраженностью мотивации достижения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. № 1. С. 111–122.

Ильченко, В. В. (2010) Этнические особенности психосексуального развития девушек в поликультурной среде (на примере Республики Северная Осетия — Алания) : дис. … канд. психол. наук. СПб. 279 с.

Ипполитова, Е. А. (2011) Образ семьи в представлениях молодых и зрелых мужчин и женщин в условиях интенсивных социальных изменений // Молодой ученый. № 11-2. С. 70–74.

Калоев, Б. А. (2004) Осетины: Историко-этнографическое исследование. 3-е изд., испр. и перераб. М. : Наука. 471 с.

Кибизова, Э. Э. (1999) Этносоциальные ценности представителей разных поколений (на примере русских и осетин) : дис. … канд. психол. наук. СПб. 237 с.

Кон, И. С. (1979) Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности) : учеб. пос. для студентов пед. ин-тов. М. : Просвещение. 175 с.

Коновалова, А. М. (2012) Исследование семантики «уважение к родителям» [Электронный ресурс] // Материалы XIX Междунар. науч. конф. студ., аспир. и молодых ученых «Ломоносов-2012». URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2012/1838/21292_32c8.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.05.2014).

Косаревская, Т. Е., Кутькина, Р. Р. (2009) Психосемантический подход к исследованию индивидуального сознания : метод. рекомендации. Витебск : Витебский гос. ун-т им. П. М. Машерова. 61 с.

Манухина, Н. М. (2011) Родители и взрослые дети: Парадоксы отношений. М. : НФ «Класс». 248 с.

Нартова-Бочавер, С. К. (2008) Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. СПб. : Питер. 400 с.

Перегудина, В. А. (2011) Особенности становления мужской и женской гендерной идентичности в возрастном диапазоне от старшего дошкольного до юношеского возраста : дис. … канд. психол. наук. Тула. 239 с.

Петренко, В. Ф. (2005) Основы психосемантики. 2-е изд., доп. СПб. : Питер. 480 с.

Петренко, В. Ф., Митина, О. В. (2012) Представления россиян о качестве жизни при разных правительствах // Вестн. РАН. Т. 82. № 2. С. 124–130.

Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. (1998) Основы теоретической психологии. М. : ИНФРА-М. 528 с.

Психология и культура (2003) / под ред. Д. Мацумото. СПб. : Питер. 718 с.

Родионова, Н. В. (1996) Семантический дифференциал (обзор литературы) // Социология 4М. № 7. С. 161–183.

Садовникова, Т. Ю. (2009) Семейные ценности и идентичность в сфере психологической интимности в юношеском возрасте // Четвертая Междунар. науч. конф. «Психологические проблемы современной семьи» 21–23 октября 2009 г., Москва : тезисы конф. / под ред. Е. И. Захаровой, О. А. Карабановой. М. : Изд-во МГУ. 720 c. С. 558–564.

Серкин, В. П. (2004) Методы психосемантики. М. : Аспект Пресс. 207 с.

Сытько, Т. И. (2014) Структура и типы родительско-детских отношений в процессе семейной сепарации : дис. … канд. психол. наук. М. 213 с.

Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика (2005) / под ред. К. Бейкер, А. Я. Варги. М. : Когито-Центр. 496 с.

Фельдштейн, Д. И. (1995) Проблемы возрастной и педагогической психологии. М. : Междунар. пед. акад. 368 с.

Шабельников, В. К. (2006) Предметность и субъектность детерминирующего мира в концепциях психологии // Методология и история психологии. Т. 1. Вып. 1. С. 23–40.

Шмелев, А. Г. (2002) Психодиагностика личностных черт. СПб. : Речь. 480 с.

Barrera, A. M., Blumer, M. L. C., Soenksen, S. H. (2011) Revisiting adolescent separation-individuation in the contexts of enmeshment and allocentrism // The New School Psychology Bulletin. Vol. 8. No. 2. Р. 70–82.

Blos, P. (1979) The adolescent passage: developmental issues. N. Y. : International Universities Press. xvi, 521 p.

Erikson, E. H. (1968) Identity: Youth and crisis. L. : Faber and Faber. 336 p.

Havighurst, R. J. (1972) Developmental tasks and education. 3rd edn. N. Y. : David McKay Co. vii, 119 р.

Haws, W. A., Mallinckrodt, B. (1998) Separation-individuation from family of origin and marital adjustment of recently married couples // The American Journal of Family Therapy. Vol. 26. Issue 4. Р. 293–306.

Hoffman, J. A. (1984) Psychological separation of late adolescents from their parents // Journal of Counseling Psychology. Vol. 31. No. 2. Р. 170–178.

Kagitcibasi, C. (2005) Autonomy and relatedness in cultural context: Implications for self and family // Journal of Cross-Cultural Psychology. Vol. 36. No. 4. Р. 403–422.

Lapsley, D. K., Rice, K. G., Shadid, G. E. (1989) Psychological separation and adjustment to college // Journal of Counseling Psychology. Vol. 36. No. 3. Р. 286–294.

Saraiva, L. M., Matos, P. M. (2012) Separation-individuation of Portuguese emerging adults in relation to parents and to the romantic partner // Journal of Youth Studies. Vol. 15. Issue 4. Р. 499–517.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.2.30

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru