Студенты о гуманитарных науках и технократическом мышлении

Галина Борисовна Степанова

Аннотация


В работе рассмотрены характеристики технократического мышления и соответствующего подхода в образовании. Это превалирование ценностей экономической эффективности, управляемости, технических достижений над общечеловеческими гуманистическими ценностями. Сокращение гуманитарной составляющей высшего образования приводит к сужению кругозора учащихся, упрощению их представлений о мире, культуре и человеке.

На основе такой теоретической позиции было организовано и проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение отношения студентов к образованию и его гуманитарной составляющей; осуществлен анализ их представлений о состоявшейся личности, образованном культурном человеке, возможности усиления гуманитарной составляющей высшего образования, в особенности научно-технического; проведено изучение взаимосвязи между личностными приоритетами студентов и отношением к гуманитаризации образования, технократическому мышлению.

Полученные данные свидетельствуют о наличии у студентов нескольких типов ценностных представлений, которые определяют состоявшуюся личность. К таким типам представлений относятся ориентация на нравственные принципы, возможность самореализации и достижение высокого социально-экономического статуса. Сопоставление анализируемых ответов с данными, полученными в предыдущих исследованиях в студенческой среде, показывает, что превалирование у студента той или иной ценностной позиции во многом определяет его отношение к разным сферам жизни, в том числе формирование его представлений об образовании, гуманитаристике, технократическом мышлении и т. п. Гуманистические ценности и необходимость гуманитаризации образования еще не вполне включены в смысловые и мотивационные структуры личности. Эти ценности скорее декларируются, чем разделяются. Об этом говорит тот факт, что многие студенты выделяют как наиболее значимые характеристики технократического мышления отлаженные алгоритмы решения и выбор наиболее эффективного способа достижения результата.


Ключевые слова


высшее образование; социологическое исследование; студент; личность; технократическое мышление; гуманитаризация; представления; ценности

Полный текст:

PDF

Литература


Ашмарин, И. И., Степанова, Г. Б. (2015) Человеческий потенциал студенчества в инновационном развитии России. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 192 с.

Братусь, Б. С. (1988) Аномалии личности. М. : Мысль. 301 с.

Зинченко, В. П., Моргунов, Е. Б. (1994) Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М. : Тривола. 304 с.

Коноплева, Г. И., Буйлов, К. И. (2016) Технократический подход в организации // Международный студенческий научный вестник. № 4 (часть 4). [Электронный ресурс] URL: https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=16355 (дата обращения: 04.08.2020).

Луков, Вал. А., Луков, С. В. (2020) В какой стране мира больше всего хотели бы родиться российские студенты 2020 года? // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 106–117. DOI: 10.17805/zpu.2020.2.9

Миронов, А. В. (2009) Ценности технократизма // Вестник РУДН. Серия Философия. № 2. С. 5–12.

Шишлянникова, Л. М. (2009) Применение корреляционного анализа в психологии // Психологическая наука и образование. № 1. Т. 14. С. 98–107.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2020.4.13

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru