Оценка состояния и характера развития языков Северо-Кавказского федерального округа в системе общего образования Российской Федерации в мнениях экспертного сообщества
Аннотация
В статье представлена оценка состояния и характера развития языков Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) в системе общего образования Российской Федерации в мнениях экспертного сообщества.
Актуальность исследования обусловлена потребностью сохранения языкового разнообразия современной России и необходимостью определения приоритетных направлений деятельности по сохранению и развитию языков СКФО.
Исследование проводилось посредством анкетирования. Предметом исследования являлись состояние и характер развития языков СКФО в системе общего образования Российской Федерации, объектом исследования — мнения и оценки экспертного сообщества системы образования СКФО.
Показатели исследования включали: данные об используемых в быту и в обучении родных языках; среднее количество часов в учебном плане и плане внеурочной работы, отведенных на изучение языка; данные о потребности в обеспеченности учебно-методическими пособиями и учебниками по предмету «Родной язык»; потребности в кадровой обеспеченности (в разрезе уровней образования); методическую поддержку преподавателей; поддержку обучающихся в изучении языков; мероприятия по поддержке изучения и развития языков; данные о потребности в учебно-методическом обеспечении процесса преподавания учебного предмета «Родной язык».
Современная языковая структура региона, по результатам исследования, разнообразна и включает распространенные и редкие языки; отмечаются высокий уровень востребованности государственных языков республик Российской Федерации, достаточный объем часов в учебном плане и плане внеурочной работы, отводящихся на изучение родных языков, и разнообразие форматов помощи преподавания и изучения языков.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Артеменко, О. И. (2015) Государственный и языки народов России в современной школе // Наука и школа. № 1. С. 150–158.
Аствацатурова, М. А., Иванова, С. Ю (2016) Проблемы этнокультурного образования и языковой политики в СКФО // Межэтнические отношения и этнокультурное образование в регионах России / ред. В. А. Тишков и В. В. Степанов. М. : ИЭА РАН, 2016. С. 226–231.
Афанасьева, А. Б. (2009) Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 189–195.
Боргояков, С. А. (2017) Состояние и перспективы родных языков в российской системе образования // Наука и школа. № 6. С. 20–30.
Мартынова, М. Ю. (2018) К вопросу о родных языках российских школьников // Известия СОИГСИ. №. 30 (69). С. 73–82.
Попова, Н. Г. (2008) Некоторые теоретические аспекты изучения этнической идентичности // Проблемы истории, филологии, культуры, № 22. С. 577–588.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2020.4.12
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/