Новые медиа в контексте формирования повестки дня
Аннотация
В данной статье представлена апробация авторской методики анализа повестки дня новых медиа. Методика, включающая трехэтапную процедуру селекции контента, позволяет выявить темы, которые пользовались у аудитории наибольшей популярностью в исследуемый период. Эмпирическую базу исследования составили две социальные сети (Facebook и «ВКонтакте»), две блог-платформы (Twitter и LiveJournal) и мессенджер Telegram. В выборку вошли 394 публикации на социально-политические темы. Она была сформирована по итогам качественного анализа 2130 записей на 5 медиаплатформах.
Было выявлено восемь тем, вошедших в повестку дня аудитории новых медиа в исследуемый период. Из них половина — это политическая повестка, а две темы, менее упоминаемые, возникли на общественном уровне на площадках новых медиа. При этом влияние политической повестки ограничивается повесткой объектов (о чем думать) — интерпретации в большинстве своем были противоположны транслируемым политическими элитами.
Наилучшими площадками для обсуждения общественно-политических проблем можно назвать Twitter и LiveJournal. Специфика политического высказывания в Twitter заключается в его краткости (из-за ограничений по знакам), концентрации смысла, эмоциональности и высокой скорости реакции на событие. Публикации LiveJournal отличает большой объем, аналитический подход, дискурсивность, апелляция к аудитории, общение автора с комментаторами.
В Facebook, против ожидания, преобладали шутки и мемы, «гасившие» тему. Постановки вопросов по темам повестки и продуктивной дискуссии здесь не наблюдалось. В Telegram большинство тем преподносилось в новостном формате, возможность дискуссии в мессенджере ограничена его техническими особенностями. «ВКонтакте», как показал анализ контента, не является площадкой для общественной дискуссии и формирования повестки дня.
Также было выявлено восемь блогеров, наиболее активно участвующих в формировании повестки дня.
По результатам проведенного эмпирического исследования автором предложены направления совершенствования методики.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Витвинчук, В. В., Фотиева, И. В., Семилет, Т. А., Лукашевич, Е. В. (2017) Проблема лидеров мнений в публичной коммуникации // Сибирский философский журнал. Т. 15. № 4. С. 91–101.
Дьяченко, О. В. (2016) Российские СМИ в социальных сетях Facebook и в «ВКонтакте»: анализ активности и информационных предпочтений аудитории // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. № 1. C. 28–45.
Липпман, У. (2004) Общественное мнение / пер. с англ. Т. В. Барчуновой. М. : Институт Фонда «Общественное мнение». 384 с.
Луман, Н. (2005) Реальность массмедиа / пер. с нем. А. Ю. Антоновского. М. : Праксис. 256 с.
Aruguete, N. (2017) The agenda setting hypothesis in the new media environment // Comunicacion y Sociedad. Enero-abril. № 28. P. 35–58.
Kilgo, D. K., Harlow, S., García-Perdomo, V., Salaverría, R. (2018) From #Ferguson to #Ayotzinapa: Analyzing Differences in Domestic and Foreign Protest News Shared on Social Media // Mass Communication and Society. Vol. 21. Iss. 5. P. 606–630.
Kwon, K. H., Chadha, M. and Pellizzaro, K. (2017) Proximity and Terrorism News in Social Media: A Construal-Level Theoretical Approach to Networked Framing of Terrorism in Twitter // Mass Communication and Society. Vol. 20. Iss. 6, P. 869–894.
Lazarsfeld, P. F., Berelson, B. and Gaudet, H. (1968) The People's Choice. 3d ed. New York: Columbia University Press. 178 p.
McCombs, M. and Shaw, D. (1972) The agenda-setting function of mass-media // Public Opinion Quarterly. Vol. 36 (1–4). P. 176–187.
McCombs, M. (2014) Setting the Agenda: The Mass Media and Public Opinion (2nd ed.). Cambridge: Polity Press. 208 p.
McCombs, M. (2000) The Agenda-setting Role of the Mass Media in the Shaping of Public Opinion [Электронный ресурс] // Academia. URL: https://www.academia.edu/19196828/The_Agenda_Setting_Role_of_the_Mass_Media_in_the_Shaping_of_Public_Opinion (дата обращения: 30.07.2020).
New Media, Old Media: How Blogs and Social Media Agendas Relate and Differ from the Traditional Press (2010) [Электронный ресурс] // Pew Research Center. URL: http://www.journalism.org/2010/05/23/new-media-old-media (дата обращения: 28.06.2020).
Roger, W. Cobb and Charles, D. Elder. (1971) The Politics of Agenda-Building: An Alternative Perspective for Modern Democratic Theory // The Journal of Politics. Vol. 33. № 4. P. 892–915.
Weimann, G. and Brosius, H.-B. (2017) Redirecting the Agenda: Agenda Setting in the Online Era // The Agenda Setting Journal. Vol. 1. № 1. P. 63–101.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2020.3.17
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/