Правовая информатизация как детерминанта совершенствования коммуникативно-правовой культуры молодежи: социологический анализ
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению основ правовой информатизации населения в качестве метода формирования как общей культуры, так и коммуникативно-правовой культуры и сознания личности молодого поколения. В работе раскрывается содержание следующих дефиниций: «информатизация» — процесс, затрагивающий все сферы общества (социальную, экономическую, правовую, техническую и научную), направленный на создание лучших условий для удовлетворения информационных потребностей информационного общества; «правовое информирование» — процесс социальной коммуникации и передачи правовой информации, которая обеспечивает население знаниевым компонентом, содержащим основы действующих законодательных норм и способы их реализации в целях защиты личных прав и интересов.
В статье также говорится о том, что правовая информатизация осуществляется государственными институтами правового просвещения, общественными и политическими организациями, средствами массовой информации, и учреждениями, которые оказывают квалифицированную правовую помощь гражданам (адвокатские организации, юридические фирмы и др.), посредством консультаций и разъяснений действующих правовых норм и правил.
В работе отмечается и то, что правовая информатизация реализуется также и печатными изданиями, теле- и радиокоммуникациями. Помимо этого, в работе отмечается наличие неформальных механизмов правового информирования, заключающихся во взаимодействии с ближним социальным окружением, а именно с родными и близкими людьми, однако получаемые подобным образом правовые сведения не всегда бывают достоверными.
Представляется схема формирования коммуникативно-правовой культуры, заключающаяся в достаточно длительном, многогранном и всеобъемлющем процессе, требующем освоения различных сторон жизни в социуме. Говорится о том, что коммуникативно-правовая культура — это развитый и эффективный процесс социальной, коммуникативной и правовой социализации личности. А также описываются результаты социологического опроса, направленного на выявление эффективных способов и механизмов правовой информатизации.
В заключении приводятся выводы о важности качественного правового информирования в целях формирования коммуникативно-правовой культуры молодежи.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Агапов, A. B. (1995) Организационно-правовые проблемы информационного обеспечения государственных органов : автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М. 38 с.
Айвазян, О. О. (2020) Социологическое осмысление коммуникативно-правовой культуры молодежи // Общество: социология, психология, педагогика. № 3 (71). С. 32–38.
Анурин, В. Ф. (1998) Основы социологических знаний : курс лекций по общей социологии. Нижний Новгород : НКИ. 358 c.
Белл, Д. (1988) Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе / сокращ. пер. Ю. В. Никуличева ; под ред. П. С. Гуревича. М.: Прогресс. 330 c.
Гаврилов, O. A. (2000) Курс правовой информатики : учебник для вузов. М. : Норма. 419 с.
Газиев, Р. И. (2009) Правовая информатизация российского общества в современных условиях: социологический анализ : дис. ... канд. социол. наук. Нижний Новгород. 163 с.
Жаворонков, A. B. (2003) Об устойчивости распределения населения по параметрам информированности, активности и уровню семиотической подготовки // Социологические исследования. № 5. С. 107–113.
Зубова, Я. В. (2010) Правовое образование в развитии правовой культуры формирующегося гражданского общества в современной России : дис. … д-ра социол. наук. Майкоп. 341 с.
Зубок, Ю. А. (2003) Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социологические исследования. № 4. С. 42–51.
Иванов, Д. В. (2004) Общество как виртуальная реальность // Информационное общество : сб. ст. / Сост. А. Лактионов. СПб. М. : ООО «Издательство ACT». 246 с. С. 355–427.
История теоретической социологии (1998) : в 4 т. / отв. ред. и сост. Ю. Н. Давыдов. М. : Канон. Т. 3. 448 с.
Козер, Л. А. (2006) Мастера социологической мысли: Идеи в историческом и социальном контексте / пер. с англ. Т. И. Шумилина ; под ред. д-ра филос. наук, проф. И. Б. Орловой. М. : Норма. 528 с.
Кубасова, И. М. (1994) Информационное обеспечение государственного управления: Правовое регулирование и организационное моделирование в регионе : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М. 24 с.
Кукушкина, А. А. (2018) Правовое образование в социокультурном пространстве России: региональный аспект : дис. … канд. социол. наук. Майкоп, 2018. 167 с.
Литвинова, O. A. (2007) Особенности социологии Н. Лумана (на примере предметной области права) // Социологические исследования. № 4. С. 13–20.
Мальцев, В. А., Бажин, И. И. (2008) Методология эффективной социальной инновационной деятельности в субъекте Российской Федерации // Государственная служба. № 2. С. 45–54.
Манхейм, К. (1994) Диагноз нашего времени : пер. с нем. и англ. / гл. ред. и сост. серии С. Я. Левит. М. : Юрист. 700 с.
Мертон, Р. (2006) Социальная теория и социальная структура / пер. с англ. Е. Н. Егоровой, З. В. Кагановой, В. Т. Николаева, Е. Р. Черемиссиновой ; науч. ред. д-р филос. наук З. В. Каганова. M. : ACT : Хранитель. 873 c.
Панарин, И. Н. (2013) Коммуникационный суверенитет России // Обзор НЦПТИ. Вып. 2 (3). С. 8–13.
Риккерт, Г. (1995) Науки о природе и науки о культуре // Культурология, XX век. Антология / С. Я. Левит. М. : Юрист. 703 с. С. 69–103.
Ситников, А. П., Гундарин, М. В. (2003) Победа без победителей. Очерки теории прагматических коммуникаций. М. : ИМИДЖ-Контакт. 250 с.
Тягаенко, И. Ю. (2012) Правовая культура, общественные институты и социальная практика: проблема корреляции // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». № 4 (108). С. 197–205.
Чеховская, С. А. (2000) Правовые проблемы применения информационных технологий в предпринимательской деятельности : дис. … канд. юрид. наук. М. 219 с.
Шакалов, И. И. (2006) Влияние социологии на развитие теории и практики PR-деятельности // Теория и практика общественного развития. Вып. № 5. Т. 2. С. 50–56.
Masuda, Y. (1983) The Information Society as PostIndustrial Society. Washington : World Future Soc. 419 p.
Sfez, L. (1988) Critique de la Communication (Empreintes). Paris : Editions du Seuil. 392 p.
Shakalov, I. I., Ayvazyan, O. O. (2018) Features of public relations as a factor of development of communicative culture in the modern socio-cultural space // GESJ: Education Science and Psychology, Georgia. No.1 (47). P. 139–146.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2020.3.16
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/