С. Д. Кржижановский-шекспировед: к вопросу об освоении драматургии Шекспира в 1930-е годы (методы и подходы)

Константин Иванович Плотников

Аннотация


В советском литературоведении конца 1920-х — начала 1930-х годов научные подходы к наследию У. Шекспира были отмечены господством вульгарно-социологического метода. Одной из ключевых фигур для литературоведения первых советских лет был В. М. Фриче. Воздействие официальной методологии испытывали все литературоведы.

Изменение отношения к творчеству Шекспира произошло после 1934 г. и было вызвано общим интересом к наследию классических авторов в советском театре.

В статье показана культурологическая и историческая позиция оригинального и малоизученного отечественного интерпретатора Шекспира 1930-х годов С. Д. Кржижановского. В частности, впервые приводится анализ ранее не опубликованной стенограммы доклада Кржижановского, посвященного хроникам Шекспира. Данный документ хранится в архиве фонда № 52 «Всеросскомдрам» Отдела рукописей Института мировой литературы РАН.

Понятие об истории, которое С. Д. Кржижановский вкладывает в свою интерпретацию хроник Шекспира, восходит к проблемам методологии исторического познания в работах немецких философов конца XIX — начала XX в. В России оригинальными интерпретаторами и продолжателями этого методологического подхода явились такие историки, как А. С. Лаппо-Данилевский, И. М. Гревс, Н. П. Анциферов.

По мысли С. Д. Кржижановского, Шекспир производит отбор исторического материала в точности, как историк. На примере различных персонажей Шекспира — как исторических, так и вымышленных — С. Д. Кржижановский выстраивает внутренние, структурные особенности исторических хроник как поэтику текста посредством анализа и соотношения исторических фактов, их толкования в эпоху Шекспира и через призму фантазии автора, чье воображение, трансформируя исторические факты, соответствуя канону драматического произведения, создает особый, вымышленный мир для своего современника. Кржижановский утверждает, что, не представляя собственного будущего, зрителю приятно ощущать себя «будущим» для персонажей исторической хроники, следить за драмой «прошлого», переходящей в настоящее.


Ключевые слова


У. Шекспир; С. Д. Кржижановский; хроники Шекспира; советская драматургия; советское шекспироведение

Полный текст:

PDF

Литература


Варнеке, Б. (1933a) Путь к Шекспиру (начало) // Театр и драматургия. № 1. C. 43–50.

Варнеке, Б. (1933b) Путь к Шекспиру (окончание) // Театр и драматургия. № 2–3. C. 13–17.

Кеменов, В. (1936a) Шекспир в объятиях «социолога» // Литературный критик. № 1. С. 223–237.

Кеменов, В. (1936b) Классовый характер и народность в творчестве Шекспира // Советское искусство. 5 августа. № 36. С. 2.

Кржижановский, С. (1936) Поэтика Шекспировских хроник // Интернациональная литература. № 1. С. 137–155.

Кржижановский, С. (2006) Собр. соч. : в 6 т. / сост., предисл. и комм. В. Перельмутера. СПб. : Симпозиум. Т. 4. 843 с.

Леонов, Л. (1933) Шекспировская площадность // Советское искусство. 26 января. № 5. С. 3.

Московская, Д. С. (2012) Локально-исторический метод Н. П. Анциферова // Русское литературоведение XX века: имена, школы, концепции : мат. Межд. научн. конф. (Москва, 26–27 ноября 2010 г.) / под общ. ред. О. А. Клинга, А. А. Холикова. М. ; СПб. : Нестор-История. 320 с. С. 179–185.

Смирнов, А. А. (1934) Творчество Шекспира. Л. : Лен. гос. академ. Большой драматический театр им. М. Горького. 202 с.

Шайтанов, И. О. (2011) История с пропущенными главами: Бахтин и Пинский в контексте советского шекспироведения // Хронотоп и окрестности : Юбилейный сборник в честь Николая Панькова / под ред. Б. В. Орехова. Уфа : Вагант. 388 с. С. 362–379.

Хализев, В. Е. (2009) Теория литературы : учебник для студ. высш. учеб. заведений. 5-е изд., испр. и доп. М. : Изд. центр «Академия». 432 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.2.26

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru