Академическая и средовая адаптация иностранных студентов медицинского вуза

Наталья Станиславовна Тимченко, Юлия Юрьевна Кочетова, Альбина Юрьевна Бендрикова

Аннотация


В статье рассматривается проблема социокультурной адаптации иностранных студентов, приезжающих на обучение в Россию в вузы медицинского профиля. На основе результатов социологического исследования, проведенного в 2019 г., изучена степень адаптивности иностранных студентов к новым социальным, культурным и академическим реалиям России. Объектом исследования выступили 75 студентов, прибывших из Египта, Индии и Ирака и обучающихся в Алтайском государственном медицинском университете.

Установлено, что наиболее важными факторами успешной адаптации к новым условиям для студента-иностранца являются преодоление языкового барьера, создание благоприятной коммуникационной системы взаимодействия, привыкание к условиям российской системы образования. Большинство респондентов сошлись во мнении, что им нравится русская культура. Данный факт может служить основой для успешной адаптации к российской действительности.

Сделан вывод о том, что процесс адаптации предполагает не только усилия личности по «присвоению» среды, но и усилия среды по бесконфликтному принятию в себя личности. Именно на этом основании речь может идти о симметричной адаптации. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в образовательной деятельности для оптимизации процесса адаптации студентов-иностранцев.


Ключевые слова


академическая адаптация; иностранные студенты; образовательная мобильность; культурная дистанция; образовательная миграция; российское образование; медицинское образование

Полный текст:

PDF

Литература


Аркатова, О. Г. (2017) Критерии и показатели социокультурной адаптации иностранных студентов (по результатам социологического исследования) // Образование и общество. № 2–3. С. 96–99.

Беляков, С. А., Краснова, Г. А. (2016) Экспорт высшего образования: состояние и перспективы в Росси и мире // Университетское управление: практика и анализ. № 106 (6). С. 26–34. DOI: http://dx.doi.org/10.15826/umj.2016.106.056

Гарипова, И. И., Миннулина, Г. Р. (2018) Особенности педагогического общения с иностранными студентами в период образовательного процесса // Педагогические науки. Вып. 1 (67). Ч. 4. С. 28–30. DOI: https://doi.org/ 10.23670/IRJ.2018.67.057

Гусейн-Заде, Р. Г., Деревянченко, А. А. (2019) Экспорт образования в эпоху инноваций // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 53–65. DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2019.4.4

Клячко, Т. Л., Краснова, Г. А. (2015) Экспорт высшего образования: состояние и перспективы в мире и России // Экономика образования. Т. 1. № 2. С. 102–108.

Ручкин, А. Б. (2019) Экспорт российского образования в страны Африки: вызовы и ресурсы развития // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 21–32. DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2019.2.2

Сонин, В. А. (2004) Адаптация личности к новой социокультурной среде (тест Л. В. Янковского) // Сонин В. А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. СПб. : Речь. 408 с. С. 206‒211.

Fletcher, J. F., Stren, R. E. (1989) Language Skills and Adaptation: A Study of Foreign Students in a Canadian University // Curriculum Inquiry. Vol. 19. №. 3. P. 293–308.

Hartmann, H. (1958) Ego psychology and the Problem of adaptation. New York : Intl Universities Pr Inc. 121 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2020.2.16

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru