Принцип безопасности в психологических исследованиях проблем цифровизации
Аннотация
Исследование посвящено психологическим эффектам цифровизации в силу актуальности выработки подходов для систематизации их изучения. Его целью явилось обоснование систематизирующей роли принципа безопасности в построении исследований психологических эффектов цифровизации. Были привлечены методы теоретического анализа проблемного поля исследования, метод классификации и метод психологического прогнозирования.
Установлено, что цифровизация основана на новых информационных технологиях, которые проявляются в разных аспектах: как средство представления человеку информации, организации его деятельности, организации социального взаимодействия или самовыражения и самореализации человека. Всестороннее и целостное выявление и анализ психологических эффектов цифровизации возможны с привлечением исследовательских возможностей принципа безопасности, задающего необходимость их рассмотрения с точки зрения угроз и ресурсов безопасности человека как основного заказчика, исполнителя и потребителя ее процессов. Каждый аспект цифровизации содержит определенные угрозы и ресурсы безопасности пользователя новых информационных технологий: на уровне индивида — это информационно-психологическая безопасность, субъекта — субъектная безопасность, личности — социально-психологическая безопасность, индивидуальности — психологическая безопасность человека.
Изучение психологических эффектов цифровизации требует их целостного рассмотрения на всех уровнях организации человека. Это возможно при использовании возможностей, которыми обладают фундаментальные (общая, социальная, возрастная, дифференциальная) и ряд прикладных (педагогическая, организационная психология, психология труда) отраслей психологической науки. Оптимизацию включения человека в процессы цифровизации мы связываем с преодолением всех уровней угроз безопасности и максимизации возможностей создаваемых ими ресурсов.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Ананьев, Б. Г. (2001) Человек как предмет познания. 3-е изд. СПб. : Питер. 288 с.
Булгаков, А. В., Лебедев, И. М. (2019) Потенциал персонала как социально-психологическое условие внедрения цифровизации в строительные компании // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. № 3. С. 56–75. DOI: 10.18384/2310-7235-2019-3-56-75
Дедов, Н. П. (2018) Позитивные механизмы регуляции профессиональной деятельности в условиях цифровизации общества // Акмеология. № 3. С. 17–23.
Дедов, Н. П., Кохова, И. В. (2019) Социально-психофизиологические аспекты управления сотрудниками предпенсионного возраста в условиях цифровизации общества // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. № 2А. С. 60–68.
Дедов, Н. П., Смирнова, М. Е. (2018) Психофизиологическое обеспечение профессиональной деятельности в условиях цифровой экономики // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. Т. 7. № 3А. С. 3–11.
Звездина, А. А. (2019) Отношение к безопасности как профессиональный аспект в деятельности сотрудника полиции // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. № 1. С. 16–18.
Иванов, В. В., Малинецкий, Г. Г. (2017) Цифровая экономика: мифы, реальность, перспектива. М. : Российская академия наук. 63 с.
Калкеева, К. Р., Муталиева, А. Ш., Калимжанова, Р. Л. (2018) «Клиповая» речь студентов как результат цифровизации казахстанского образовательного пространства // Доклады Казахской академии образования. № 1. С. 145–151.
Колыхматов, В. И. (2018) Формирование психологически безопасной образовательной среды в муниципальном районе в условиях цифровизации образования // Человек и образование. № 3. С. 94–99.
Кравченко, Е. А. (2018) Безопасность в социальных сетях (психолого-педагогический аспект) // Безопасность информационно-образовательной среды : материалы III Международной научно-практической конференции «Среднее профессиональное образование в информационном обществе» 1 февраля 2018 г. / ред. кол.: И. Р. Сташкевич, В. В. Большаков, О. В. Башарина. Челябинск : Челябинский институт развития профессионального образования. 230 с. С. 17–20.
Краснянская, Т. М. (1998) Формирование психологической готовности учащихся к продуктивному использованию компьютера : дис. … канд. психол. наук. Ставрополь. 161 с.
Краснянская, Т. М., Тылец, В. Г. (2016) Имплементация принципа безопасности в политической психологии // Политика и Общество. № 10. С. 1421–1431. DOI: 10.7256/1812-8696.2016.10.20611
Краснянская, Т. М., Тылец, В. Г. (2019) Субъектный импринтинг принципа безопасности в условиях массовых информационных воздействий // II Моисеевские чтения: культура как фактор национальной безопасности России : доклады и материалы Общероссийской (национальной) научной конференции / под ред. А. В. Костиной, В. А. Лукова. М. : Изд-во Московского гуманитарного университета. 517 с. С. 267–272.
Кружкова, О. В., Воробьева, И. В. (2019) Личностные особенности подростков, юношей и молодежи, вовлеченных в среду Интернет: зоны уязвимости для экстремистского воздействия в условиях цифровизации // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. № 4. С. 160–185. DOI: 10.11621/vsp.2019.04.164
Кыргыс, Д. Н., Кашник, О. И. (2019) Восприятие рисков цифровизации: социально-психологические подходы к исследованию // Психология человека и общества. № 7. С. 32–40.
Лебедев, И. М. (2019) Оценка управленческой ситуации внедрения цифровизации в строительной организация: социально-психологические аспекты // Человеческий капитал. № 8 (128). С. 105–119.
Лукин, В. В., Дикарев, В. А. (2018) Профориентация и цифровизация — звенья одной проблемы // Вестник университета. № 8. С. 135–138.
Морозов, А. В. (2019) Изменение мировоззрения субъектов образовательного процесса в условиях цифровизации // Человеческий фактор. Социальный психолог. № 1. С. 293–300.
Некрасов, В. Н. (2018) Инновация, информатизация, цифровизация: соотношение и особенности правовой регламентации // Вопросы российского и международного права. Т. 8. № 11А. С. 137–143.
Паньшин, Б. (2016) Цифровая экономика: особенности и тенденции развития // Наука и инновации. № 157. С. 17–20.
Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И., Нестик, Т. А. (2018) Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М. : Смысл. 275 с.
Сударик, А. Н., Здорова, С. В. (2018) Психологическая защищенность личности в сфере высоких технологий // Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы [Электронный ресурс] : сборник научных трудов II Международной конференции (6–7 июня 2018 г.). М. : Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв.; 12 см.; ISBN 978-5-9694-0523-3. С. 602–606.
Тылец, В. Г., Краснянская, Т. М. (2016) Интеграция принципа безопасности в психологическую структуру образовательных практик // Education Sciences and Psychology. № 5 (42). С. 91–98.
Тылец, В. Г., Краснянская, Т. М. (2017) Принцип безопасности электронной образовательной среды в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения // Информационные технологии и средства обучения. Т. 62. № 6. С. 203–215. DOI: 10.33407/itlt.v62i6.1721
Чернышева, Ю. А. (2019) Права человека в условиях цифровизации общества // Психология и право. № 4. С. 90–102.
Шаяхметова, В. Р. (2019) Ценностные ориентиры в условиях цифровизации образования: новая реальность / новая утопия? // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия 3: Гуманитарные и общественные науки. № 2. С. 23–27. DOI: 10.24411/2308-7226-2019-10003
Швалева, Н. М., Пищулина, Л. В. (2019) Психологическая безопасность креативных проявлений школьника как условие их психологического здоровья // Университетские чтения — 2019. Материалы научно-методических чтений / отв. ред. З. А. Заврумов. Пятигорск : Издательство Пятигорского государственного университета. 141 с. С. 106–111.
Binginlas, K. A. (2009) Barriers to the successful integration of ICT in teaching and learning environments: a review of the literature // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. Vol. 5 (3). P. 235–245.
Shahmir, S., Hamidi, F., Bagherzadeh, Z., Salimi, L. (2011) Role of ICT in the Curriculum Educational System // Procedia Computer Science. Vol. 3. P. 623–626.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2020.2.14
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/