Шекспир, Бертон и ацедия интеллектуала

Vladimir Sergeevich Makarov

Аннотация


Изучение меланхолии и шекспировских персонажей-меланхоликов в данной статье помещается в контекст дискуссий о меланхолии как «социальной эмоции» или болезни с «социальной этиологией» и «социальным протеканием» (В. Лепенис, Дж. Радден, М. Альтбауэр). Необходимо избегать модели, которая сводит меланхолию исключительно к индивидуальному состоянию, а литературный текст — до иллюстрации ненормальности и морального предостережения. Дискурс медикализации меланхолического состояния, разумеется, присутствовал и в Елизаветинской Англии, например, в «Трактате о меланхолии» Тимоти Брайта, и в целом соответствовал неоплатоническим рассуждениям о меланхолии ученого. Оба взгляда эссенциализировали меланхолию, не сосредоточиваясь на ее эмоциональной стороне.

В статье на примере текстов Уильяма Шекспира и Роберта Бертона показано, что эмоциональное состояние интеллектуала-меланхолика можно описать с помощью сочетания методов. Театральность положения Демокрита Младшего, о которой говорит Бертон, и принятая им роль актера/драматурга обеспечивают автору положение наблюдателя за самим собой. В то же время меланхолическое уединение позволяет ему снять социальные «одежды» и открыть взгляду разума ускользавшее от него «тело без органов». Шекспировские меланхолики, как и Демокрит Младший, находятся в состоянии ацедии, изъятой из богословского контекста и понятой как неспособность полностью охватить различие между ожидаемым и реальным опытом. Снять эту проблему можно, если преодолеть дихотомию созерцания и действия и «анатомировать» эмоцию на сцене и в тексте.


Ключевые слова


У. Шекспир; Р. Бертон; ацедия; меланхолия; история эмоций; социальный аспект эмоции

Полный текст:

PDF (English)

Литература


Altbauer-Rudnik, M. (2006) Love, madness and social order: Love melancholy in France and England in the late sixteenth and early seventeenth centuries. Gesnerus, vol. 63, no. 1–2, pp. 33–45.

Bright, T. (1586) A Treatise of melancholie. Containing the causes thereof, & reasons of the strange effects it worketh in our minds and bodies: with the phisicke cure, and spirituall consolation for such as haue thereto adioyned an afflicted conscience. London, Iohn VVindet. [16], 276 p.

Bristol, M. (2011) Shakespeare’s “Sonnets” and the publication of melancholy. In: Making publics in early modern Europe: People, things, forms of knowledge / ed. by B. Wilson and P. Yachnin. London, Routledge. xiv, 282 p. Pp. 193–211.

Burton, R. (1989) The anatomy of melancholy / ed. by Th. C. Faulkner, N. K. Kiessling and R. L. Blair ; with an introduction by J. B. Bamborough. Oxford, Clarendon Press ; New York, Oxford University Press. Vol. 1. lxxi, 675 p.

Burton, R. (1994) The anatomy of melancholy / ed. by Th. C. Faulkner, N. K. Kiessling and R. L. Blair ; with an introduction by J. B. Bamborough. Oxford, Clarendon Press ; New York, Oxford University Press. Vol. 3. xiii, 807 p.

Curtis, M. H. (1962) The alienated intellectuals of early Stuart England. Past & Present, no. 23, pp. 25–43.

Daniel, D. (2013) The melancholy assemblage: Affect and epistemology in the English Renaissance. New York, Fordham University Press. xiii, 309 p.

Ekman, P. (1992) An argument for basic emotions. Cognition & Emotion, vol. 6, no. 3–4, pp. 169–200. DOI: 10.1080/02699939208411068

Ekman, P. and Davidson, R. J. (1994) The nature of emotion: Fundamental questions. New York, Oxford University Press. xiv, 496 p.

Engel, W. E. (1995) Mapping mortality: The persistence of memory and melancholy in early modern England. Amherst, University of Massachusetts Press. xiii, 287 p.

Febvre, L. (1973) A new kind of history: From the writings of Febvre / ed. by P. Burke. London, Routledge and Kegan Paul. xvi, 275 p.

Gowland, A. (2006) The worlds of Renaissance melancholy: Robert Burton in context. Cambridge ; New York, Cambridge University Press. xii, 338 p.

Greenblatt, S. (2015) Shakespeare in Tehran. The New York Review of Books. April 2. [online] Available at: http://nybooks.com/articles/archives/2015/apr/02/shakespeare-in-tehran/ [archived in WebCite] (accessed 20.07.2015).

Jackson, S. W. (1985) Acedia the sin and its relationship to sorrow and melancholia. In: Culture and depression: Studies in the anthropology and cross-cultural psychiatry of affect and disorder / ed. by A. Kleinman and B. Good. Berkeley, University of California Press. xi, 535 p. Pp. 43–62.

Kronenfeld, J. Z. (1976) Shakespeare’s Jaques and the pastoral cult of solitude. Texas Studies in Literature and Language, vol. 18, no. 3, pp. 451–473.

Lepenies, W. (1992) Melancholy and society. Cambridge, MA, Harvard University Press. xvi, 253 p.

Marshall, C. (1998) The doubled Jaques and constructions of negation in “As You Like It”. Shakespeare Quarterly, vol. 49, no. 4, pp. 375–392.

O’Sullivan, M. I. (1926) Hamlet and Dr. Timothy Bright. PMLA, vol. 41, no. 3, pp. 667–679. DOI: 10.2307/457621

Rosenwein, B. H. (2006) Emotional communities in the early Middle Ages. Ithaca, NY, Cornell University Press. xv, 228 p.

Rosenwein, B. H. (2010) Problems and methods in the history of emotions. Passions in Context: International Journal for the History and Theory of the Emotions, vol. I, no. 1. [online] Available at: http://www.passionsincontext.de/uploads/media/01_Rosenwein.pdf [archived in WebCite] (accessed 20.07.2015).

Rust, J. (2003) Wittenberg and melancholic allegory: The Reformation and its discontents in “Hamlet”. In: Shakespeare and the culture of Christianity in early modern England / ed. by D. Taylor and D. Beauregard. New York, Fordham University Press. 451 p. Pp. 260–286.

Shakespeare, W. (2006) As You Like It / ed. by J. Dusinberre. London, Arden Shakespeare. xviii, 449 p.

Stearns, P. N. and Stearns, C. Z. (1985) Emotionology: Clarifying the history of emotions and emotional standards. The American Historical Review, vol. 90, no. 4, pp. 813–836. DOI: 10.2307/1858841

Stock, B. (1983) The implications of literacy: Written language and models of interpretation in the eleventh and twelfth centuries. Princeton, NJ, Princeton University Press. x, 604 p.

Sullivan, E. A disease unto death: Sadness in the time of Shakespeare. In: Emotions and health, 1200–1700 / ed. by E. Carrera. Leiden, Brill. xii, 247 p. Pp. 159–183.

Wenzel, S. (1961) Petrarch’s “Accidia”. Studies in the Renaissance, vol. 8, pp. 36–48. DOI: 10.2307/2856987

Wenzel, S. (1967) The sin of sloth: Acedia in medieval thought and literature. Chapel Hill, University of North Carolina Press. x, 269 p.

Wilkins, E. H. (1962) On Petrarch’s “Accidia” and his adamantine chains. Speculum, vol. 37, no. 4, pp. 589–594. DOI: 10.2307/2850243




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.3.37

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru