Социокультурные мифы КНР и Тайваня (конец 1950-х гг. — настоящее время)

Юлия Александровна Ишутина

Аннотация


В статье исследуются социокультурные нарративы в парадигме основных национальных мифов Китая. Являясь специфическими онтологическими системами, социокультурные мифы выполняют функцию сглаживания социальных противоречий в определенном обществе и адаптируют своих последователей к изменяющимся историческим обстоятельствам. Будучи модульными системами, они легко входят в повествование глобальных и долговечных национальных мифов «Китай — великое государство и семья народов, каждый из которых обладает своей спецификой и самобытностью» и «Китай и Тайвань — единая гражданская нация, имеющая общих предков в лице основоположников китайского мира». Также они обеспечивают нормальное восприятие изменяющейся действительности.

Возникновение таких нарративов связано с ситуацией кризиса и социальной нестабильности. Современные китайские социокультурные мифы являются производными от порождающего национального мифа и содержат переносимый модульный компонент, например, в виде базовых понятий конфуцианства, актуализируемых к модернизированному обществу КНР и КР, зафиксированных в оригинальном китайском письме. Этот модуль эффективно применим в продуктах репрезентации как мифов, так и национальных идей и инициатив китайского правительства. Благодаря емкости содержания и эргономичности плана выражения, модульные компоненты базовых социокультурных нарративов включены в агитационную продукцию и легко узнаваемы.

Характерной чертой продуктов неомифологии является также их абсолютное соответствие форме научных парадигм, хотя мифопотребители по-прежнему склонны принимать на веру повествование мифа, не подвергая его эмпирической проверке.


Ключевые слова


неомифология; Китай; Тайвань; национальная идентичность; социокультурный миф

Полный текст:

PDF

Литература


Андерсон, Б. (2001) Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М. : Канон-пресс-Ц ; Кучково поле. 288 с.

Барт, Р. (2000) Мифологии. М. : Изд-во имени Сабашниковых. 314 с.

Ибрагимов, М. И. (2004) О содержании и структуре понятий «национальная мифология» и «мировая мифология» // Литература: миф и реальность : сб. науч. ст. / под ред. Т. Н. Бреевой, Л. Ф. Хабибуллиной. Казань : Изд-во Казанского университета. 345 c. С. 128–130.

Кассирер, Э. (1990) Техника современных политических мифов // Вестник МГУ, Сер. 7 (Философия). № 2. С. 25–31.

Леви-Брюль, Л. (2010) Первобытная мифология: мифический мир австралийцев и папуасов. М. : URSS; КРАСАНД. 249 (1) с.

Леви-Стросс, К. (2007) Мифологики. М. : ИД «Флюид». Т. 1. 406 с.

Ли, Д. (2000) Позиция Тайваня. М. : Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова. 272 с.

Лотман, Ю. М. (1970) Статьи по типологии культуры / Материалы к курсу теории литературы. Вып. 1. Тарту : Изд-во Тартуского государственного университета. 106 с.

Пойзнер, Б. Н., Соснин, Э. А. (2012) Соблазн исправления мира // Аналитика культурологии. № 3 (24). С. 28–36.

Порус, В. Н. (2011) На мосту интерпретаций: Р. Мертон и социальная эпистемология // Политическая концептология. № 2. С. 28–38.

Чэнь, Цзя-вэй (2017) Демократическая прогрессивная партия Тайваня и поставторитарная модернизация. СПб. : Алетейя. 141 с.

Шнирельман, В. А. (2007) Национализм в мировой истории. М. : Наука. 601 с.

Шорт, Ф. (2001) Мао Цзэдун. М. : ООО «Издательство АСТ». 608 с.

Элиаде, М. (2000) Миф о вечном возвращении. М. : Ладомир. 414 с.

Юэнь, Кэ (1987) Мифы Древнего Китая. М .: Восточная литература. 537 с.

Nimmo, D., Combs, J. (1980) Subliminal Politics: Myths and Mythmakers in America. Englewood Cliffs, N. J. : Prentice Hall. 256 p.

Smith, A. D. (2009) Ethno-symbolism and Nationalism: A Cultural Approach. New York. 184 p.

Чэнь, Цзюньхун (陈俊宏) (2009) Формирование и развитие теории управления КПК (中国共产党执政理念的创新与发展). Пекин : Изд-во Ун-та ЦК КПК. 410 с. (На кит. яз.).

Ли Шуя (李舒亚) (2014) Новые мечты о сильном государстве (军工强国的新梦想) // Жэньминь хуабао (人民画报) Вып. 3. С. 58–59. (На кит. яз.).

Ли Цзя (李峤) (2016) Теория идеологического управления (执政理念论). Пекин : Изд-во Ун-та ЦК КПК. 576 с. (На кит. яз.).

Ли Цзюньжу (李君如) (2015) Новая парадигма управления КПК (中国共产党执政规律新认识). Чжэцзян : Изд-во правительства провинции Чжэцзян. 453 с. (На кит. яз.).

Ван Юйтао (王于涛) (2009) Сборник агитационных плакатов «60 лет истории Китая» 历史的肖像中国60年招贴画集粹). Гонконг : Издательство ООО «Хэпин ту шу». 144 с. (На кит. яз.).

У Хунлян (伍鸿亮) (2018) Исследование идеологической парадигмы КПК «Человек в основе всего» на раннем этапе реализации (情系民生:中国共产党执政理念 «以人为本»的执政理念初). Хунань : Народное изд-во Хунань. 233 с. (На кит. яз.).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2020.1.10

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru