Стратегии взаимодействия с чужим в мировой культуре
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению трех основных стратегий отношения к чужому, имевших место в истории: изоляционизм, ассимиляция и мультикультурализм. Они в основном базировались на общих характеристиках мировоззрения той или иной эпохи.
В доиндустриальную эпоху отношение к чужому в основном строилось на стратегии изоляционизма. Чужие (инородцы, иноверцы) поселялись отдельно, в особых кварталах, и их контакты с местным населением были строго ограничены. Это строилось на представлении о том, что чужие созданы не по образу и подобию Божьему, а являются порождением дьявола и несут угрозу господствующей религии.
В индустриальную эпоху возобладала стратегия ассимиляции, построенная на представлении о чужом как интеллектуально равном человеке, но принадлежащему к отсталому народу. Если научить его нашему языку и местным нравам, то с ним можно конструктивно взаимодействовать. Этому взгляду способствовало развитие антропологии, подтверждавшей биологическое единообразие всех людей.
В постиндустриальную эпоху возобладала стратегия мультикультурализма, построенная на представлении о равенстве всех культур, языков, религий. Каждый человек везде имеет право манифестировать свою культуру в любой форме, и это должно восприниматься как норма.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Бенхабиб, С. (2003) Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М. : Логос. 350 с.
Кооманс, Ф. (1997) ЮНЕСКО и права человека // Введение в вопросы международной защиты прав человека : учеб. пособие / под ред. Р. Хански, М. Сукси. Турку/Або : Университет «Або Академи». 405 с. С. 187–197.
Костина, А. В., Флиер, А. Я. (2009) Три типа культуры — три функциональные стратегии жизнедеятельности // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. № 2 (18). С. 23–36.
Ливи Баччи, М. (2010) Демографическая история Европы. СПб. : Alexandria. 298 с.
Лихачев, Д. С. (1987) Развитие русской литературы X–XVII веков. Эпохи и стили. Л. : Наука. С. 159.
Лурье, Я. С. (1958) Вопрос об идеологических движениях конца XV — начала XVI в. в научной литературе // Труды отдела древнерусской литературы / отв. ред. Д. С. Лихачев. М. ; Л. : Наука. Т. XV. 523 с. С. 131–152.
Флиер, А. Я. (2006) Культура как репрессия. М. : Диаграмма. 320 с.
Флиер, А. Я. (2010) Будущее возврату не подлежит (о перспективах развития традиционной культуры) [Электронный ресурс] // Культурологический журнал. № 1. URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/4.html&j_id=2 (дата обращения: 18.06.2019).
Флиер, А. Я. (2015) Добро и зло в культурно-историческом понимании [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 3. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2015/3/Flier_Good-Evil/ (дата обращения: 18.06.2019).
Флиер, А. Я. (2017) Варианты культурной политики и стратегии межкультурных взаимодействий [Электронный ресурс] // Культура культуры. № 3. URL: http://cult-cult.ru/the-cultural-policy-options-and-strategies-of-intercultural-interactions/ (дата обращения: 18.06.2019).
Флиер, А. Я. (2019) Философские пролегомены к Нормативной теории культуры [Электронный ресурс] // Культура культуры. № 1. URL: http://cult-cult.ru/the-philosophical-prolegomena-to-a-normative-theory-of-culture/ (дата обращения: 18.06.2019).
Флиер, А. Я., Полетаева, М. А. (2009) Происхождение и развитие культуры. М. : МГУКИ. 272 с.
Штереншис, М. (2008) Евреи: история нации. Герцлия : Исрадон. 560 с.
Эко, У. (2006) Маятник Фуко. СПб. : Симпозиум. 736 с.
Massey, D. S. (2004) Segration and Strafication: A Biosocial Perspective. Du Bois Review // Social Science Research on Race. № 1 (1). Р. 7–25.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2020.1.9
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/