Развитие взглядов на феномен «чужого» в истории культуры
Аннотация
В статье дается обзор эволюции представлений о своем и чужом человеке в истории человечества. Это первая попытка комплексной научной систематизации типовых взглядов общества на эту проблему в истории, игравших значимую роль в становлении национальной идентичности людей.
В первую очередь рассматриваются различные варианты членения истории на периоды и обосновывается значимость ее членения на технологические эпохи: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Развертываются нужные для данного исследования характеристики каждой эпохи и показывается, почему в каждую эпоху различалось отношение к дихотомии свой/чужой.
Для доиндустриальной эпохи было свойственно восприятие чужого как существа вредного, с которым следует иметь дело как можно меньше и реже контактировать. Чужой — это враг, порождение дьявола, и с ним всегда нужно быть настороже.
В индустриальную эпоху чужой воспринимался как человек, отличающийся от местного, но не опасный. Взаимодействовать с ним можно, особенно при его достаточной ассимиляции в местной среде.
В постиндустриальную эпоху чужой воспринимается уже лишь как культурно другой, но тем и интересный человек. Взаимодействие с ним возможно, так же как и со своим.
Таким образом, в истории имела место определенная эволюция отношения общества к чужому от его максимального отторжения к его преимущественному приятию.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Белл, Д. (1999) Грядущее постиндустриальное общество. М. : Академия. 788 с.
Костина, А. В., Флиер, А. Я. (2009) Три типа культуры — три функциональные стратегии жизнедеятельности // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. № 2 (18). С. 23–36.
Леви-Стросс, К. (1985) Структурная антропология. М. : Наука, 536 с.
Пелипенко, А. А. (2007) Дуалистическая революция и смыслогенез в истории. М. : МГУКИ. 434 с.
Пелипенко, А. А. (2012) Постижение культуры : в 2 ч. М. : РОССПЭН. Ч. 1. Культура и смысл. 607 с.
Сурова, Е. Э. (2010) Идентификационный принцип в культуре [Электронный ресурс] // Международный журнал исследований культуры. № 1. URL: http://www.culturalresearch.ru/ru/archives/62-politics-of-ident (дата обращения: 28.11.2017).
Тлостанова, М. В. (2008) Деколониальный проект: от политической деколонизации к доколонизации мышления и сознания // Личность. Культура. Общество. Т. 10. № 5–6 (44–45). С. 170–183.
Флиер, А. Я. (1998) Массовая культура и ее социальные функции // Общественные науки и современность. № 6. С. 181–187.
Флиер, А. Я. (2006) Культура как репрессия. М. : Диаграмма. 320 с.
Флиер А. Я. (2012) История культуры как смена доминантных типов идентичности // Личность. Культура. Общество. Т. 14. № 1 (69–70). С. 108–122.
Флиер, А. Я. (2015) Добро и зло в культурно-историческом понимании [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 3. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2015/3/Flier_Good-Evil/ (дата обращения: 18.06.2019).
Флиер, А. Я. (2019) Философские пролегомены к Нормативной теории культуры [Электронный ресурс] // Культура культуры. № 1. URL: http://cult-cult.ru/the-philosophical-prolegomena-to-a-normative-theory-of-culture/ (дата обращения: 1.05.2019).
Флиер, А. Я., Полетаева, М. А. (2009) Происхождение и развитие культуры. М. : МГУКИ. 272 с.
Франкфорт, Г., Франкфорт, Г.А., Уилсон, Дж., Якобсен, Т. (1984) В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М. : Наука. 236 с.
Фукуяма, Ф. (2004) Конец истории и последний человек. М. : АСТ. 488 с.
Шапинская, Е. Н. (2011) Образ Другого в текстах культуры. М. : Красанд. 212 с.
Lévi-Strauss, C. (1949) Les Structures élémentaires de la parenté. Paris : PUF. 619 р.
Mason, P. (2015) PostCapitalism: A Guide to our Future. London : Allen Lane. 356 p.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2019.4.13
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/