Имитации в высшей школе: следствие модернизации?

Нина Анатольевна Селиверстова

Аннотация


В статье анализируется проблема имитаций в высшей школе на материалах интервьюирования преподавателей и студентов московских университетов (октябрь 2018 — май 2019 г.). Рассматриваются оценки рисков и субъективные смыслы имитации образовательных практик. Субъективные смыслы имитации образовательных практик, разделяемые преподавателями, обнаруживают понимание однозначно негативного характера имитаций («имитация — это развал высшего образования», «неправильные, нехорошие, нечестные действия», «имитация образовательной деятельности действует разрушительно на преподавателя»). Что касается студентов, то они, осознавая негативную природу имитации образовательных практик, дополняют субъективные смыслы данного явления признанием некоторых его выгод и одновременно бессмысленности в долгосрочной перспективе.

Преподаватели определяют магистратуру как уровень высшего образования, для которого в большей степени характерны различные имитации (реализация образовательных программ исходя из кадровых возможностей вуза и его основного профиля, что приводит к уменьшению доли дисциплин, формирующих общепрофессиональные и профессиональные компетенции; нарушение механизма преемственности между программами магистратуры и бакалавриата, отсутствие курсов выравнивания, продвинутых курсов и т. д.). В связи с проблемой имитаций в высшей школе рассмотрено отношение основных участников образовательного процесса к заочной и дистанционной формам высшего образования.

Автор делает вывод о глубине проблемы имитаций в высшей школе, разнообразии их форм; выделяет условия, провоцирующие имитации на уровне университетов, имитации рассматриваются, в том числе, как следствие модернизации высшей школы.


Ключевые слова


имитация; высшая школа; образовательные практики; имитации образовательных практик; модернизация системы образования; магистратура; заочная форма обучения; дистанционное образование; университет; преподаватель; студент

Полный текст:

PDF

Литература


Бодрияр, Ж. (2015) Симулякры и симуляция. М. : Издательский дом «ПОСТУМ». 240 с.

Делез, Ж. (1998) Платон и симулякр // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века / сост. Е. А. Найман, В. А. Суровцев. Томск : Водолей. 320 с. С. 225–240.

Докторов, Б. З. (2016) Современная российская социология: Историко-биографические поиски : в 9 т. [Электронный ресурс] / Б. З. Докторов, редактор-консультант А. Н. Алексеев, редактор электронного издания Е. И. Григорьева ¬ Электрон. текст. дан. (объем 253 Мб). М. : ЦСПиМ. 5901 с. с илл. 1 электрон. опт. диск.

Зырянов, В. В. (2017) Подготовка социологов в университетах России на основе ФГОС 3+ в ракурсе вариативности учебных планов // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. Материалы X Международной научно-практической конференции : в 2 ч. / науч. ред. В. И. Казаренков. М. : Изд-во РУДН. Ч. 1. 497 с. С. 225–230.

Мотовилов, О. В. (2016) Проблемы подготовки кадров в магистратуре // Высшее образование в России. № 2 (198). С. 38–45.

Плаксий, С. И. (2015) Инвестиции в образование // Знание. Понимание. Умение. № 3. С.18–29.

Рудаков, В. Н., Рощина, Я. М., Битокова, Л. А. (2019) Изменения стратегий, мотиваций и экономического поведения студентов и преподавателей российских вузов. Информационный бюллетень. М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 84 с. (Мониторинг экономики образования. № 1 (133)).

Селиверстова, Н. А. (2015) Социологическое образование: обеспеченность учебной литературой и ее качество // Социологические исследования. № 1. С. 128–133.

Селиверстова, Н. А. (2019) Опыт методологической рефлексии исследования имитации образовательных практик в российской высшей школе // II Моисеевские чтения: культура как фактор национальной безопасности России : доклады и материалы Общероссийской (национальной) научной конференции, 26 июня 2019 г. / под ред. А. В. Костиной, В. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 520 с. С. 400–404. URL: http://publications.mosgu.ru/index.php/main/catalog/book/14 (дата обращения: 30.08.2019).

Сенашенко, В. С., Пыхтина, H. A. (2017) Преемственность бакалавриата и магистратуры: некоторые ключевые проблемы // Высшее образование в России. № 12 (218). С. 13–25.

Тощенко, Ж. Т. (2015) Фантомы российского общества. М. : Центр социального прогнозирования и маркетинга. 668 с.

Цели устойчивого развития ООН и Россия. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2016 г. (2016) / под ред. С. Н. Бобылева и Л. М. Григорьева. М. : Аналитический центр при Правительстве РФ. 298 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2019.4.5

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru