Экспорт образования в эпоху инноваций
Аннотация
В статье анализируются проблемы экспорта образовательных услуг и его связи с инновационной экономикой. Актуальность статьи определяется как значимостью образования в эпоху глобализации, так и той ролью, которую играет высшая школа в продвижении имиджа любой страны в современном мире.
Показано, что многие страны инвестируют значительные финансовые ресурсы в продвижение национальных систем профессионального образования на мировом рынке образовательных услуг, а высшие профессиональные образовательные заведения активно продвигают свои обучающие программы для привлечения иностранных студентов. Комплекс мер, направленных на привлечение иностранных обучающихся в Россию и создание благоприятных условий для их пребывания и обучения, как на государственном уровне, так и на уровне активных действий самих вузов, в том числе негосударственных, ведет к прогрессу в экспорте образовательных услуг. Это видно из динамики численности иностранных студентов, обучающихся по различным образовательным программам высшей школы в России.
Определены и проанализированы цели, на которые направлен экспорт образования; рассмотрены группы факторов, влияющие на экспорт образовательных услуг (социально-демографические, геополитические и экономико-финансовые), а также проблемы, которые мешают успешной его реализации в России.
Авторы приходят к выводу о том, что развитие экспортного потенциала должно стать одним из приоритетных направлений российской образовательной политики на всех уровнях.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Анисимкова, Н. Д. (2017) Роль сектора высшего образования в стимулировании инновационного процесса в промышленности // Вестник Омского ун-та: Сер. Экономика. № 1 (57). С. 5–12.
Гусейн-заде, Р. Г. (2018) Экспорт образовательных услуг в России // Primo aspectu. № 3 (35). С. 43–47.
Демин, А. А., Дунаева, О. Н. (2018) Иностранные студенты в российских вузах: проблемы и перспективы // Экономические и гуманитарные исследования регионов. № 5. С. 33–41.
Деревянченко, А. А., Зверев, А. В. (2010) Инновационная деятельность ведущих германских компаний // Экономист. № 9. С. 37–42.
Краснова, Г. А., Тагирова, Ш. В. (2015) Стратегия международного образования: Опыт Великобритании // Аккредитация в образовании. 2015. №5 (81) С. 69–71.
Нефедова, А. И. (2017a) Масштабы, структура и цели экспорта российского высшего образования // Мир России. Т. 26. № 2. С. 154–174.
Нефедова, А. И. (2017b) Обучение иностранных студентов в российских университетах — инструмент стратегии «мягкой силы» [Электронный ресурс] // Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. URL: https://issek.hse.ru/press/204221101.html (дата обращения: 12.09.2018).
Образование в цифрах: 2019: краткий статистический сборник (2019) / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, Н. В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ. 96 с.
Печенкин, В. В., Печенкина, Е. В. (2014) Сравнительный анализ роли университетов в формировании центров знания и предпринимательства // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. № 1 (1). С. 112–119.
Ручкин, А. Б. (2019) Экспорт российского образования в страны Африки: вызовы и ресурсы развития // Знание. Понимание. Умение № 2. C. 21–32. DOI: 10.17805/zpu.2019.2.2.
Российский статистический ежегодник (2017). Стат. сб. М. : Росстат. 686 с.
Салми, Д., Фрумин, И. Д. (2013) Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России // Вопросы образования. № 1. С. 25–68.
Черников, Г. П. (2006) Экспорт образования как глобальный бизнес [Электронный ресурс] // Мировое и национальное хозяйство. № 1. URL: http://www.mirec.ru/2006-01/eksport-obrazovania-kak-globalnyj-biznes (дата обращения: 12.09.2018).
Щербакова, Е. М., Козлов, В. А. (2017) Население России по прогнозам ООН [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly. № 717–718. С. 1–20. URL: http://demoscope.ru/weekly/2017/0717/tema01.php (дата обращения: 12.09.2018).
De Wit, H. (2002) Internationalization of higher education in the United States of America and Europe: A historical, comparative and conceptual analysis. Westport, CT : Greenwood Press. 270 p.
Drucker, P. (1969) The Age of Discontinuity. Butterworth-Heinemann. 380 p.
Fritsch, M., Aamoucke, R. (2013) Regional public research, higher education, and innovative start-ups: An empirical investigation // Small Business Economics. Vol. 41, no. 4. Р. 865–885.
Nye, J. (1990) Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. New York : Basic Books. 370 p.
Salmi, J. (2009) The Challenge of Establishing World-Class Universities, World Bank Publications. 116 p. URL: https://siteresources.worldbank.org/EDUCATION/Resources/278200-1099079877269/547664-1099079956815/547670-1237305262556/WCU.pdf (дата обращения: 12.09.2018).
Scherrer, C. (2005) GATS: Long-term Strategy for the Commodification of Education // Review of International Political Economy. Vol. 12, no. 3. P. 484–510.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2019.4.4
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/