Научная школа МосГУ по молодежным исследованиям: становление, состояние, перспективы
Аннотация
В статье представлена научная школа Московского гуманитарного университета по молодежным исследованиям. Показано, что она возникла как итог переосмысления более ранних исследований молодежи в организациях, которые предшествовали университету. В период осуществления в 1987–1991 гг. на базе НИЦ реализовывался крупный научный проект, имеющий большое общественно-политическое значение, — готовился проект закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР». Это и позволило сформировать концептуальное понимание молодежи, молодежного движения, молодежной политики, что осуществил И. М. Ильинский в гуманитарной теории молодежи. Теория породила концепции «воспитания жизнеспособных поколений», «образовательной революции», «социализационной нормы» и др., обеспечивших развитие научной школы на следующих этапах. Соединение молодежной проблематики с тезаурусным подходом в рамках научной школы МосГУ дало продуктивные результаты.
В статье отмечается, что новое качество школе придаст активное изучение процессов, которые порождает в молодежной среде цифровизация.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Басов, Н. Ф., Кирпичник, А. Г, Рассадин, Н. М. (2007) Феномен пионерфака (к 45-летию историко-педагогического факультета КГПИ) // Вестник Костромского государственного университета. Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. № 1. С. 97–102.
Васильев, Ю. А., Мухамеджанов, М. М. (2008) Центральная комсомольская школа : ист. очерк / рук. науч. проекта И. М. Ильинский ; отв. ред. А. А. Королев. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 86 с.
Возвращаясь на улицу Юности (2009): 40 лет ведущему факультету ВКШ / ред. совет: В. Перепелица (рук. проекта) и др. М. : АИРО-XXI. 528 с.
Гайдин, Б. Н. (2011) Вечные образы как константы культуры: тезаурусный анализ «гамлетовского вопроса». Saarbrücken : Lambert Academic Publishing. 212 с.
Жулковска, Т., Ковалева, А. И., Луков, В. А. (2003) «Ненормальные» в обществе: Социализация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. М. ; Щецин : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 432 с.
Захаров, Н. В. (2008) Шекспиризм русской классической литературы: тезаурусный анализ. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 320 с.
Ильинский, И. М. (1986) О состоянии координации научных исследований проблем молодежи и мерах по ее совершенствованию в свете современных требований партии и комсомола // Наука о молодежи — 85 : материалы науч.-практ. конф. М. : ВКШ при ЦК ВЛКСМ. С. 38–52.
Ильинский, И. М. (2001) Молодежь и молодежная политика. М. : Голос. 694 с.
Ильинский, И. М. (2002а) Образовательная революция. М. : Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии. 592 с.
Ильинский, И. М. (2002b) XX век: кризис понимания. М. : Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии. 31 с.
Ильинский, И. М. (2005) Молодежь как будущее России в категориях войны // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 5–17.
Ильинский, И. М. (2009) Беседы об истории Московского гуманитарного университета. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 328 с.
Ильинский, И. М. (2010) Играющий триумвират: образование, политика, право. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 134 с.
Ильинский, И. М. (2011) Ради себя и «других», ради Будущего (беседа с Вал. А. Луковым и Н. В. Захаровым) // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 3–32.
Ковалева, А. И. (1997) Социализационная норма в современном российском обществе : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. М. 32 с.
Ковалева, А. И. (2017) Общество и личность. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 276 с.
Ковалева, А. И., Богданова, В. В. (2012) Траектория социализации. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 184 с.
Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.
Ковалева, А. И., Луков, В. А., Перинская, Н. А. (2016) Социология молодежи: научная школа Московского гуманитарного университета : в 2 ч. Ч. 1. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 442 с.
Ковалева, А. И., Реут, М. Н. (2001) Социализация неслышашей молодежи. М. : Социум. 222 с.
Кон, И. С. (1967) Социология личности. М. : Политиздат. 383 с.
Костина, А. В. (2008) Тезаурусный подход как новая парадигма гуманитарного знания // Обсерватория культуры. № 5. С. 102–109.
Кун, Т. (2001) Структура научных революций : пер. с англ. / сост. В. Ю. Кузнецов. М. : ООО «Издательство АСТ». 608 с.
Ламажаа, Ч. К. (2012) Тезаурусный подход для тувиноведения // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 38–45.
Лосев, А. Ф. (1977) Античная философия истории. М. : Наука. 207 с.
Лебедев, С. А. (2011) Философия науки. Словарь основных терминов. М. : Академический проект. 269 с.
Луков, В. А. (2006) Ильинский: гуманистическая концепция молодежи // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 48–59.
Луков, В. А. (2007) И. М. Ильинский о молодежи и молодежной политике // Социально-гуманитарные знания. № 5. С. 158–172.
Луков, В. А. (2013a) Ильинский Игорь Михайлович о проблемах молодежи и молодежной политики // Youth World Politic. № 2. С. 107–111.
Луков, В. А. (2013b) Биосоциология молодежи: теоретико-методологические основания. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 430 с.
Луков, В. А. (2014) Научная школа Московского гуманитарного университета по социологическим наукам: концепции и исследования молодежи // Научные труды Московского гуманитарного университета. № 10. С. 5–22.
Луков, В. А. (2017) Разделение наук о природе и наук о культуре в Баденской школе неокантианства и перспективы исследований молодежи (Электронный ресурс) // Горизонты гуманитарного знания. № 5. С. 3–16. URL: http://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/597 (дата обращения: 03.08.2019). DOI: 10.17805/ggz.2017.5.1
Луков, В. А. (2019) Социокультурные основания субъектности российской молодежи (тезаурусная концепция молодежи) : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. М. 42 с.
Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 784 с.
Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.
Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2014) Методология тезаурусного подхода: стратегия понимания // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 18–35.
Маркина, Н. Л., Твирова, Ю. А., Шумилова, О. Е. (2010) Государственная молодежная политика: мировой и отечественный опыт // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. Вып. 2. Тула : Изд-во ТулГУ. С. 151–160.
Маркина, Н. Л., Твирова, Ю. А., Шумилова, О. Е. (2014) Молодежь и политика // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. Вып. 1. Тула : Изд-во ТулГУ. С. 139–151.
Международные симпозиумы «Приморско» (1970–1985) (1987). София. 318 с.
Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений (1995) : Доклад Комитета Рос. Федерации по делам молодежи. М. : б. и. 256 с.
Попов, Н. П. (2017) Памяти Луиса Харриса (1921–2016) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. № 1. С. 299–301.
Уманский, Л., Лутошкин, А. (1984) Психология и педагогика работы комсорга. 3-е изд. М. : Молодая гвардия. 208 с.
Ректор из поколения Победы (2013) / авт.-сост. В. Н. Перепелица. М. : Луч. 472 с.
Ручкин, Б. А. (2011) Центральная комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ, Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ, Институт молодежи, Московская гуманитарно-социальная академия, Московский гуманитарный университет в хронике дат и событий: 1944–2009 годы. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 86 с.
Селиванова, Н. Л. (2018) Как обеспечить успешное развитие научной школы (обращаясь к научной школе Л. И. Новиковой) // Отечественная и зарубежная педагогика. Т. 1. № 4 (52). С. 10–22.
Социология перед судом истории (1995) // Вестник Российской академии наук. Т. 65. № 1. С. 52–64.
Трансдисциплинарность в философской науке: Подходы. Проблемы. Перспективы (2015) / под ред. В. Бажанова, Р. В. Шольца ; Ин-т философии РАН. М. : Изд. дом «Навигатор. 564 с.
Gross, N. (2006) Comment on Searle // Anthropological Theory. No. 6 (1). P. 45–56. DOI: 10.1177/1463499606061734
Jennings, M. K., Niemi, R. G. (1975) Continuity and Change in Political Orientations: A Longitudinal Study of Two Generations // American Political Science Review. Vol. 69, Issue 4. P. 1316–1335.
Leroux, R. (1998) Histoire et sociologie en France : de l’histoire-science à la sociologie durkheimienne. Paris : PUF. 288 p.
Searle, J. R. (1995) The Construction of Social Reality. N. Y. : Free Press. 256 p.
Searle, J. R. (2010) Making the Social World: The Structure of Human Civilization. N. Y. : Oxford University Press. 224 p.
Yankelovich, D. (1969) Generations apart: a study of the generation gap conducted for CBS News. N. Y. : Columbia. 83 p.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2019.4.3
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/