Шекспиросфера и неоднородность культурного пространства
Аннотация
Концепт сферы — одна из самых древних моделей, отражающих совершенство мира, она встречается у Платона, Эмпедокла, Фомы Аквинского, Николая Кузанского и др. Этот концепт позволяет описывать как движение универсума, человеческого интеллекта, так и божественного всеохватывающего взгляда, которое включает малое и великое, доминанту и периферию, явления и его вариации, хаос и порядок, движение и статику.
Ю. Лотман, стремясь описать нелинейные неструктурируемые семиотические процессы, вводит концепт семиосферы относительно культурных кодов и использует применительно к нему характеристики, в которых ранее описывались божественные проявления. Философские и семиотические характеристики сферы применимы и к изучению шекспиросферы. В современной культуре она стремится к бесконечному расширению за счет интерпретаций, реактуализаций и реконструкций, сохраняя своим ядром творчество Шекспира.
С одной стороны, тексты Шекспира являются производящим (первичным) дискурсом, и здесь возможно применение тезаурусного подхода, который посредством как отсылки к источнику, так и его интерпретации позволяет выявить ядро культуры в его динамике. С другой стороны, тексты Шекспира становятся не только поводом для презентизма и модернизации в соответствии с текущими политическими, социальными и этическими проблемами, но и полем применения новых видов искусства, научных методов и теорий, а также втягивают в себя контекст эпохи, маркируя его как «шекспировское время».
Современная интерпретация концепта сферы стремится к соединению системного, структурного и того, что их разрушает, к всестороннему охвату явлений с их сложными отношениями и динамикой, причем все это мыслится единым благодаря центральной точке отсчета, что можно убедительно продемонстрировать на примере исследования шекспиросферы.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Брентон, Э. (2007) Шекспир — русский / пер. с англ. И. Шайтанова // Вопросы литературы. № 4. С. 214–223.
Гайдин, Б. Н. (2014) Шекспиросфера в современном кино: постановка проблемы [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 4. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/4/Gaydin_Shakespearean-Sphere-Cinema/ (дата обращения: 10.05.2015).
Захаров, Н. В. (2008) Шекспиризм русской классической литературы: тезаурусный анализ / под ред. Вл. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 320 с.
Захаров, Н. В. (2014) Кембриджский всемирный Шекспир в Интернете [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 5. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/5/Zakharov_Cambridge-World-Shakespeare/ (дата обращения: 10.05.2015).
Лотман, Ю. М. (1992) Избранные статьи : в 3 т. Таллин : Александра. Т. 1. Статьи по семиотике и топологии культуры. 472 с.
Луков, Вал. А., Захаров, Н. В., Луков, Вл. А., Гайдин, Б. Н. (2012) Шекспиросфера (Шекспир, его современники, его эпоха в культуре повседневности) [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 3. URL: http://www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2014/2/Lukov_Shakespearean-Sphere-Cultural-Constants/ (дата обращения: 10.05.2015).
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2014) Шекспиросфера и культурные константы // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 200–208.
Макаров, В. С. (2014) Феникс и меланхолия: теория и практика постсоветского антистратфордианства // XXV Шекспировские чтения — 2014 : «Шекспир в русско-английском культурном диалоге» (25th Shakespeare Readings 2014 : Shakespeare Mirrored: A Look at Cultural Relationship). М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 203 с. С. 19–21.
Шайтанов, И. (2013) Уильям Шекспир. Обстоятельства и проблемы творческой биографии // Вопросы литературы. № 2. С. 72–109.
Шайтанов, И. (2014) «Шекспировская энциклопедия» — русский вариант // Иностранная литература. № 5. С. 272–280.
Шекспировские чтения 2012: Шекспир в национальных культурах : сб. аннотаций докладов 2-е изд., испр., электронное. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012. 70 с. (2012) [Электронный ресурс] // Современники Шекспира : электронное научное издание. URL: http://around-shake.ru/news/4001.htm (дата обращения: 10.05.2015).
McCrea, S. (2005) The case for Shakespeare. The end of the Authorship question. Westport, Conn. ; L. : Praeger. XIV, 280 p.
Shapiro, J. (2010) Contested will. Who wrote Shakespeare? L. : Faber and Faber. X, 367 p.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.3.26
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.