Ценностные ориентации предпринимателей с разным психологическим типом деловой активности

Владимир Петрович Позняков

Аннотация


В статье излагаются результаты исследования ценностных ориентаций предпринимателей с разным психологическим типом деловой активности. Исследование проводилось в 2009 г. В опросе приняли участие 106 предпринимателей. В качестве характеристик деловой активности предпринимателей в данном исследовании использовались следующие показатели: оценка собственных возможностей повышения успешности бизнеса, оценка благоприятности экономических условий для осуществления предпринимательской деятельности, оценка изменения уровня своей деловой активности, оценка успешности своей предпринимательской деятельности, удовлетворенность экономическими результатами предпринимательской деятельности и оценка своей деловой активности в настоящее время. С помощью кластерного анализа были выделены пять групп респондентов, различающихся сочетаниями перечисленных выше экономико-психологических характеристик, которые мы обозначили как психологические типы деловой активности предпринимателей. Сравнительный анализ результатов ранжирования значимости ценностей по методике М. Рокича показал, что для представителей всех типов деловой активности предпринимателей характерны как общие черты, так и различия в структуре терминальных и инструментальных ценностей. Для высокоактивных предпринимателей, более удовлетворенных экономическими результатами своей предпринимательской деятельности, в целом характерны более высокие оценки значимости денег, более высокие оценки надежности партнеров, более позитивное отношение к риску и конкуренции.


Ключевые слова


социальная психология; российские предприниматели; деловая активность; психологический тип; ценностные ориентации личности; интерактивная информационно-исследовательская база данных

Полный текст:

PDF

Литература


Журавлев, А. Л., Журавлева, Н. А. (2002) Программа социально-психологического исследования экономического сознания личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований : в 5 ч. / отв. ред. А. Л. Журавлев. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». Ч. 5. 368 c. С. 11–41.

Журавлев, А. Л., Купрейченко, А. Б. (2009) Отношение к деньгам предпринимателей с различным психологическим типом экономической активности // Психология и экономика. Т. 2. № 1. С. 12–32.

Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (1993) Социально-психологические трудности становления малого бизнеса в России // Психологический журнал. Т. 14. № 6. С. 23–34.

Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (1995) Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». 58 с.

Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (2002) Программа социально-психологического исследования российских предпринимателей // Современная психология: состояние и перспективы исследований : в 5 ч. / отв. ред. А. Л. Журавлев. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». Ч. 5. 368 c. С. 90–110.

Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (2004) Экономическая психология: теоретические проблемы и направления эмпирических исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 1. № 3. С. 46–64.

Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (2012) Социальная психология российского предпринимательства: Концепция психологических отношений. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». 480 с.

Журавлев, А. Л., Позняков, В. П., Дорофеев, Е. Д. (1999) Социально-психологические факторы деловой активности и успешность деятельности предпринимателей // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». 276 с. С. 44–67.

Журавлева, Н. А. (2008) Ценностные ориентации предпринимателей в изменяющемся российском обществе // Вестник РУДН. Серия. Психология и педагогика. № 1. С. 46–49.

Журавлева, Н. А. (2015) Динамика ценностных ориентаций предпринимателей в условиях макросоциальных преобразований // Психологический журнал. Т. 36. № 1. С. 46–60.

Завьялова, Е. К., Посохова, С. Т. (2004) Психология предпринимательства : учеб. пособие. СПб. : Изд-во СПбГУ. 296 с.

Петрова, Н. И. (2011) Ценностно-смысловая сфера личности руководителей государственной службы и предпринимателей // Психологический журнал. № 1. С. 34–44.

Позняков, В. П. (1992) Новая социальная группа: признаки, мотивы действий, трудности становления // Человек и труд. № 4–5. C. 14–17.

Позняков, В. П. (1999) Региональные особенности психологических отношений российских предпринимателей к своей деятельности // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». 276 с. С. 68–89.

Позняков, В. П. (2001) Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». 240 с.

Позняков, В. П. (2006) Социальная психология предпринимательства: состояние исследований и современные тенденции развития // Журавлев, А. Л., Соснин В. А., Красников, М. А. Социальная психология : учеб. пособие. М. : Форум ; ИНФРА-М. 416 с. С. 392–410.

Позняков, В. П. (2007) Предпринимательство как ценность и ценности российских предпринимателей // Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты / отв. ред. В. С. Степин. М. : Наука. 640 с. С. 513–528.

Позняков, В. П. (2010) Программы и методики социально-психологического исследования российских предпринимателей. М. : Изд-во МосГУ. 188 с.

Позняков, В. П. (2013) Социально-психологические характеристики российских предпринимателей с разным уровнем деловой активности // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 212–220.

Позняков, В. П., Вавакина, Т. С. (2010) Взаимосвязь психологических отношений предпринимателей к деловому партнерству и их ценностных ориентаций // Социальная психология труда: Теория и практика : в 2 т. / отв. ред. А. Л. Журавлев, Л. Г. Дикая. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». Т. 2. 442 с. С. 397–420.

Позняков, В. П., Никуло, Е. А. (2014) Ценностные ориентации как фактор ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия // Человеческий фактор проблемы психологии и эргономики. № 4 (71). С. 22–31.

Позняков, В. П., Познякова, Н. Н., Тихомирова, С. В. (2012) Социальная психология российского предпринимательства. Разработка информационно-исследовательской базы данных // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 227–234.

Позняков, В. П., Тихомирова, С. В. (2015) Интерактивная информационно-исследовательская база данных «Социальная психология российского предпринимательства» // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 206–212.

Психология предпринимательской деятельности (Развитие российского предпринимательства в начале 1990-х гг.) (1995) / под общ. ред. В. А. Бодрова. М. : ИПРАН. 175 с.

Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства (1999) / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». 276 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.3.22

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru