Влияние Первой мировой войны на проблематику отечественной педагогической психологии (по материалам деятельности Санкт-Петербургского родительского кружка)

Инесса Владимировна Усольцева

Аннотация


В статье анализируется влияние Первой мировой войны на проблематику отечественной педагогической психологии по материалам авторитетной в то время организации — Санкт-Петербургского Родительского кружка. Делается вывод о том, что это влияние сказалось в постановке проблемы взаимосвязи ребенка и общества, осмысления уникальности взросления в военное время, а также уменьшения травматического влияния войны на детей.

По материалам научного доклада на конференции «Кросс-культурные и междисциплинарные исследования в истории психологии: результаты и перспективы» (Москва, 24-25 ноября 2018 г.), проведенной в рамках проекта № 18-513-18017, поддержанного РФФИ.


Ключевые слова


Первая мировая война; история психологии; история отечественной педагогической психологии; Санкт-Петербургский родительский кружок

Полный текст:

PDF

Литература


Арепьев, Н. Ф. (1906) Родительский кружок в Петербурге. СПб. : Т-во худож. печати. 39 с.

Байфорд, Э. (2013) Родитель, учитель и врач: к истории их взаимоотношений в деле воспитания и образования в дореволюционной России [Электронный ресурс] // Новые российские гуманитарные исследования. № 8. URL: http://nrgumis.ru/articles/archive/2013-8/pedagogika/ (дата обращения: 18.01.2016).

Белогурова, Т. А. (2006) Отражение общественных настроений в российской периодической печати 1914 — февраля 1917 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. н. Брянск. 24 с.

Ванчугов, В. В. (1996) Женщины в философии. Из истории философии в России конца. М. : РИЦ ПИЛИГРИМ. 304 с.

Золотарева, С. (1915) Война и вопросы воспитания // Воспитание и обучение. № 1. С. 1–24.

К предстоящему Съезду по семейному воспитанию (1912) // Воспитание и обучение. № 12. С. 387–390.

Каптерев, П. Ф. (1884) Родительский кружок в Соляном городке при школьно-гигиеническом отделе педагогического музея // Воспитание и обучение. № 1. С. 1–7.

Ковалевский, П. И. (1922) Психология русской нации: в 2 т. Перепечатка с 3-го доп. издания 1912 г. Нью-Йорк : Изд-во «Союз единения России». 333 с.

Кудряшёв, А. В. (2015) Общественные дискуссии конца XIX — начала ХХ века о взаимодействии семьи и школы // Проблемы современного образования. № 2. С. 76–85.

Лебедев, П. А. (1998) Психолого-педагогическое наследие П. Ф. Каптерева. М. : б. и. 144 с.

Олейник, Ю. Н. (2018) История психологии как история научных проблем: проблемологический подход // Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир. Т. 2. № 1. С. 20–40.

Педагогическая хроника (1914а) // Воспитание и обучение. № 1. С. 27–28.

Педагогическая хроника (1914b) // Воспитание и обучение. № 10. С. 314–315.

Педагогическая хроника (1914c) // Воспитание и обучение. № 5. С. 188– 189.

Педагогическая хроника (1914d) // Воспитание и обучение. № 12. С. 377–382.

Педагогический музей военно-учебных заведений. 1864–1914. Исторический очерк (1914) / под ред. Я. Л. Барскова. СПб. : б. и.

Семенова, Е. Ю. (2013) Влияние Первой мировой войны на мировоззрение, общественные настроения и поведенческие практики городского населения поволжских губерний Российской империи (июль 1914 г. — февраль 1917 г.) : автореф. дисс. ... д-ра ист. наук. Саратов. 50 с.

Стукалов, П. Б. (2015) П. И. Ковалевский — ученый, публицист, идеолог консервативного национализма // Вопросы истории консерватизма. № 1. С. 345–355.

Труды первого всероссийского съезда по семейному воспитанию (1914): в 2 т. Петроград.

Усольцева, И. В. (2017) Вклад Санкт-Петербургского Родительского кружка в становление междисциплинарной научной картины мира отечественной педагогической психологии // Мир психологии. № 2 (90). С. 53–66.

Усольцева, И. В. (2018) Проблема взаимодействия семьи и школы в отечественной педагогической психологии в конце XIX — начале ХХ века // Журнал педагогических исследований. Т. 3. № 1. С. 48–66.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/trudy.2019.1.4

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


 
Рейтинг@Mail.ru