Знание. Понимание. Умение, № 1 (2016)

Феномен мобилографии как новая форма репрезентации идентичности

Таисия Сергеевна Паниотова, Мария Владимировна Митрохина

Аннотация


В статье анализируется феномен мобилографии в контексте современной молодежной культурной среды и в тесной взаимосвязи с проблемой культурной идентичности. Авторы выдвигают предположение о том, что мобильная фотография на данном этапе развития общества способна служить одним из средств культурной самоидентификации молодежи, способов ее выстраивания и форм репрезентации.

Культурная идентичность понимается авторами как интерсубъективная сторона культуры или культура, специфическим образом интериоризированная. Мобилография (мобильная фотография) — собирательное название, которым обозначают фотографии, сделанные на устройство, не предназначенное для профессионального фотографирования, — явление, достигшее огромнейших масштабов в последние годы.

Феномен мобилографии анализируется с помощью семиотического, структурного и культурологического методов. Приводятся результаты эмпирического исследования авторов (2015 г.) с целью выявления новых специфических форм репрезентации культурной идентичности посредством определенных жанров любительской фотографии и их авторская классификация. Исследование проводилось на основе фотографий, опубликованных на личных страницах россиян в возрасте от 16 до 30 лет в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram, Flickr. Данные социальные сети были избраны ввиду наибольшей популярности среди российской молодежи и обилия фотоконтента. В итоге были изучены и интерпретированы 1000 фотографий, сделанных на мобильный телефон владельцами 100 аккаунтов и блогов.

Авторы отмечают, что реализация и презентация культурной идентичности посредством мобильной фотографии происходит прежде всего через идентификацию представителей молодого поколения с отчим домом, малой родиной и большой родиной; знаковыми историческими событиями и людьми; объектами культурного и природного наследия. К креативным формам, акцентуирующим презентацию культурной идентичности, авторы относят постановочные фотографии, флешмобы, фотоакции и другие виды экспрессивной фотографии.

Исследование показало, что феномен мобильной фотографии выступает важным способом самоопределения и самопрезентации молодых людей в культуре, трансформируя процессы приобретения идентичности, в частности культурной.