Феномен толпы в российской психолого-педагогической мысли конца XIX — начала XX в.
Дублинское ядро (Dublin Core) | Элементы метаданных PKP | Метаданные для этого документа | |
1. | Название | Название документа | Феномен толпы в российской психолого-педагогической мысли конца XIX — начала XX в. |
2. | Создатель | Автор, организация, страна | Дмитрий Сергеевич Горбатов; Санкт-Петербургский государственный университет; Россия |
2. | Создатель | Автор, организация, страна | Сергей Николаевич Большаков; Санкт-Петербургский государственный университет; Россия |
3. | Предмет | Дисциплины | |
3. | Предмет | Клюевые слова | теории толпы; подражание; внушение; заражение; вожаки толпы; управление толпой; российская педагогическая психология; история российской психологии |
4. | Описание | Аннотация | В статье представлена общая характеристика работ западноевропейских ученых конца XIX в. по проблематике толпы, рассмотрены их критические трактовки в педагогической психологии, оценено то влияние, которое идеи исследователей толпы оказали на развитие российской психолого-педагогической мысли дореволюционного периода. Теории толпы С. Сигеле, Г. Тарда и Г. Лебона в конце XIX — начале XX в. стали предметом активного обсуждения отечественных педагогических психологов. И. Иванов, П. Ф. Каптерев, Е. И. Лозинский и другие исследователи того времени попытались применить их ключевые положение в контексте задач обучения и воспитания. Проявления подражания, внушения, заражения в ходе взаимодействия субъектов педагогического процесса, свойства толпы, особенности ее вожаков, влияние на личность в толпе, принципы управления толпой, противодействие массовой агрессии, условия воспитания лидеров — таковы некоторые вопросы, вызвавшие интерес педагогических психологов дореволюционного периода. В то же время многие идеи представителей антрополого-криминалистического подхода к изучению толпы подверглись критическому рассмотрению. В частности, российские исследователи посчитали неоправданными представления о «преступной природе» любой толпы, не согласились с постулатом о падении уровня интеллекта и морали в социальных объединениях, высказали свои возражения против неизменно односторонней трактовки образов вожаков, осудили как доктринерский тезис о негативном воздействии массовой школы на личность ребенка. |
5. | Издатель | Организатор, место | Московский гуманитарный университет |
6. | Соисполнитель | Спонсоры | Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 15-06-10091а, «Теории толпы в отечественной психологической мысли конца XIX — начала XX в.»). |
7. | Дата | (ГГГГ-ММ-ДД) | 2015-09-24 |
8. | Тип | Статус и жанр | Рецензированная статья |
8. | Тип | Тип | |
9. | Формат | Формат файла | |
10. | Идентификатор | Универсальный идентификатор ресурса (URI) | https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/98 |
10. | Идентификатор | Digital Object Identifier (DOI) | http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.3.20 |
11. | Источник | Название; том, № (год) | Знание. Понимание. Умение; № 3 (2015) |
12. | Язык | Russian=ru, English=en | ru |
14. | Охват | Гео-пространственное расположение, хронологический период, исследуемый образец (пол, возраст и т. д.) | |
15. | Права | Права и разрешения |
(c) 2015 Знание. Понимание. Умение |