Метаданные для индексирования

Феномен толпы в российской психолого-педагогической мысли конца XIX — начала XX в.


 
Дублинское ядро (Dublin Core) Элементы метаданных PKP Метаданные для этого документа
 
1. Название Название документа Феномен толпы в российской психолого-педагогической мысли конца XIX — начала XX в.
 
2. Создатель Автор, организация, страна Дмитрий Сергеевич Горбатов; Санкт-Петербургский государственный университет; Россия
 
2. Создатель Автор, организация, страна Сергей Николаевич Большаков; Санкт-Петербургский государственный университет; Россия
 
3. Предмет Дисциплины
 
3. Предмет Клюевые слова теории толпы; подражание; внушение; заражение; вожаки толпы; управление толпой; российская педагогическая психология; история российской психологии
 
4. Описание Аннотация

В статье представлена общая характеристика работ западноевропейских ученых конца XIX в. по проблематике толпы, рассмотрены их критические трактовки в педагогической психологии, оценено то влияние, которое идеи исследователей толпы оказали на развитие российской психолого-педагогической мысли дореволюционного периода.

Теории толпы С. Сигеле, Г. Тарда и Г. Лебона в конце XIX — начале XX в. стали предметом активного обсуждения отечественных педагогических психологов. И. Иванов, П. Ф. Каптерев, Е. И. Лозинский и другие исследователи того времени попытались применить их ключевые положение в контексте задач обучения и воспитания.

Проявления подражания, внушения, заражения в ходе взаимодействия субъектов педагогического процесса, свойства толпы, особенности ее вожаков, влияние на личность в толпе, принципы управления толпой, противодействие массовой агрессии, условия воспитания лидеров — таковы некоторые вопросы, вызвавшие интерес педагогических психологов дореволюционного периода. В то же время многие идеи представителей антрополого-криминалистического подхода к изучению толпы подверглись критическому рассмотрению. В частности, российские исследователи посчитали неоправданными представления о «преступной природе» любой толпы, не согласились с постулатом о падении уровня интеллекта и морали в социальных объединениях, высказали свои возражения против неизменно односторонней трактовки образов вожаков, осудили как доктринерский тезис о негативном воздействии массовой школы на личность ребенка.

 
5. Издатель Организатор, место Московский гуманитарный университет
 
6. Соисполнитель Спонсоры Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 15-06-10091а, «Теории толпы в отечественной психологической мысли конца XIX — начала XX в.»).
 
7. Дата (ГГГГ-ММ-ДД) 2015-09-24
 
8. Тип Статус и жанр Рецензированная статья
 
8. Тип Тип
 
9. Формат Формат файла PDF
 
10. Идентификатор Универсальный идентификатор ресурса (URI) https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/98
 
10. Идентификатор Digital Object Identifier (DOI) http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.3.20
 
11. Источник Название; том, № (год) Знание. Понимание. Умение; № 3 (2015)
 
12. Язык Russian=ru, English=en ru
 
14. Охват Гео-пространственное расположение, хронологический период, исследуемый образец (пол, возраст и т. д.)
 
15. Права Права и разрешения (c) 2015 Знание. Понимание. Умение