Динамика системы «Герой — Антигерой» в истории культуры
Дублинское ядро (Dublin Core) | Элементы метаданных PKP | Метаданные для этого документа | |
1. | Название | Название документа | Динамика системы «Герой — Антигерой» в истории культуры |
2. | Создатель | Автор, организация, страна | Татьяна Анатольевна Горелова; Московский гуманитарный университет; Россия |
2. | Создатель | Автор, организация, страна | Ольга Олеговна Хлопонина; Московский гуманитарный университет; Россия |
2. | Создатель | Автор, организация, страна | Ольга Владимировна Безрукова; Московский гуманитарный университет; Россия |
3. | Предмет | Дисциплины | |
3. | Предмет | Клюевые слова | герой; антигерой; трикстер; супергерой; псевдогерой; миф; архетип; культурный концепт |
4. | Описание | Аннотация | В статье проводится анализ исторических этапов культуры через призму динамики системы концептов «Герой — Антигерой». Рассматривается базовый круг понятий данной системы: герой, трикстер, байронический герой, антигерой, супергерой, псевдогерой. Взаимодействие указанных элементов создают три уровня ее характеристик: бессознательный (архетипический), психосоциальный и культурно-концептуальный. Согласно К. Г. Юнгу, становление и развитие архетипа «герой» отражает этапы развития сознания человека. На психосоциальном уровне проявляется полярность установок Героя и Антигероя: первый стремится быть, второй — обладать. Герой олицетворяет вечность как самобытие, Антигерой свою жажду бессмертия реализует через славу, власть и богатство. Путь Героя проходит через проникновение в суть вещей и познание реальности; Антигерой страшится реальности, поэтому его источник — бессознательное. В социальном смысле Герой стремится к солидарности (на основе общих идей или общего дела); Антигерой, нацеленный на обладание, порождает в обществе отчуждение и взаимный антагонизм. Оба концепта остаются «лакмусовой бумажкой» эпохи: проявление концепта Героя свидетельствует о духовном подъеме, а Антигероя — о духовном упадке. Культурно-концептуальный уровень данной системы зарождается в мифе, утверждающем героя как полубога. Человеческое сознание проходит в мифе путь от родового существа, индивидуальность которого попирается всевозможными запретами, до героя позднего античного мифа, наделенного внешней материальной индивидуальностью и осознанием своей роли. В «осевое время» происходит смещение экзистенциального аспекта с космологического на этический. В Средние века культурным кодом смыслообразования становится бинарная оппозиция блага и зла, которая приводит к противопоставлению Героя и Антигероя. Новое время сформировало новый культурный типаж Героя: это ученый, подобно мифологическому герою Прометею похищающий божественный огонь истины. Современный этап культуры можно назвать псевдогероическим, эпохой симулякров, воплощающим актуальную повестку идеологии и моды. |
5. | Издатель | Организатор, место | Московский гуманитарный университет |
6. | Соисполнитель | Спонсоры | |
7. | Дата | (ГГГГ-ММ-ДД) | 2022-09-06 |
8. | Тип | Статус и жанр | Рецензированная статья |
8. | Тип | Тип | |
9. | Формат | Формат файла | |
10. | Идентификатор | Универсальный идентификатор ресурса (URI) | https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/1607 |
10. | Идентификатор | Digital Object Identifier (DOI) | http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2022.2.13 |
11. | Источник | Название; том, № (год) | Знание. Понимание. Умение; № 2 (2022) |
12. | Язык | Russian=ru, English=en | ru |
14. | Охват | Гео-пространственное расположение, хронологический период, исследуемый образец (пол, возраст и т. д.) | |
15. | Права | Права и разрешения |
(c) 2022 Журнал "Знание. Понимание. Умение" (составление) http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ |