Метаданные для индексирования

Динамика системы «Герой — Антигерой» в истории культуры


 
Дублинское ядро (Dublin Core) Элементы метаданных PKP Метаданные для этого документа
 
1. Название Название документа Динамика системы «Герой — Антигерой» в истории культуры
 
2. Создатель Автор, организация, страна Татьяна Анатольевна Горелова; Московский гуманитарный университет; Россия
 
2. Создатель Автор, организация, страна Ольга Олеговна Хлопонина; Московский гуманитарный университет; Россия
 
2. Создатель Автор, организация, страна Ольга Владимировна Безрукова; Московский гуманитарный университет; Россия
 
3. Предмет Дисциплины
 
3. Предмет Клюевые слова герой; антигерой; трикстер; супергерой; псевдогерой; миф; архетип; культурный концепт
 
4. Описание Аннотация

В статье проводится анализ исторических этапов культуры через призму динамики системы концептов «Герой — Антигерой». Рассматривается базовый круг понятий данной системы: герой, трикстер, байронический герой, антигерой, супергерой, псевдогерой. Взаимодействие указанных элементов создают три уровня ее характеристик: бессознательный (архетипический), психосоциальный и культурно-концептуальный. Согласно К. Г. Юнгу, становление и развитие архетипа «герой» отражает этапы развития сознания человека.

На психосоциальном уровне проявляется полярность установок Героя и Антигероя: первый стремится быть, второй — обладать. Герой олицетворяет вечность как самобытие, Антигерой свою жажду бессмертия реализует через славу, власть и богатство. Путь Героя проходит через проникновение в суть вещей и познание реальности; Антигерой страшится реальности, поэтому его источник — бессознательное. В социальном смысле Герой стремится к солидарности (на основе общих идей или общего дела); Антигерой, нацеленный на обладание, порождает в обществе отчуждение и взаимный антагонизм. Оба концепта остаются «лакмусовой бумажкой» эпохи: проявление концепта Героя свидетельствует о духовном подъеме, а Антигероя — о духовном упадке.

Культурно-концептуальный уровень данной системы зарождается в мифе, утверждающем героя как полубога. Человеческое сознание проходит в мифе путь от родового существа, индивидуальность которого попирается всевозможными запретами, до героя позднего античного мифа, наделенного внешней материальной индивидуальностью и осознанием своей роли. В «осевое время» происходит смещение экзистенциального аспекта с космологического на этический. В Средние века культурным кодом смыслообразования становится бинарная оппозиция блага и зла, которая приводит к противопоставлению Героя и Антигероя. Новое время сформировало новый культурный типаж Героя: это ученый, подобно мифологическому герою Прометею похищающий божественный огонь истины. Современный этап культуры можно назвать псевдогероическим, эпохой симулякров, воплощающим актуальную повестку идеологии и моды.

 
5. Издатель Организатор, место Московский гуманитарный университет
 
6. Соисполнитель Спонсоры
 
7. Дата (ГГГГ-ММ-ДД) 2022-09-06
 
8. Тип Статус и жанр Рецензированная статья
 
8. Тип Тип
 
9. Формат Формат файла PDF
 
10. Идентификатор Универсальный идентификатор ресурса (URI) https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/1607
 
10. Идентификатор Digital Object Identifier (DOI) http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2022.2.13
 
11. Источник Название; том, № (год) Знание. Понимание. Умение; № 2 (2022)
 
12. Язык Russian=ru, English=en ru
 
14. Охват Гео-пространственное расположение, хронологический период, исследуемый образец (пол, возраст и т. д.)
 
15. Права Права и разрешения (c) 2022 Журнал "Знание. Понимание. Умение" (составление)
http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/