Тезаурус детства в социогуманитарных науках
Аннотация
Тезаурус российского детства представлен в статье как постоянно меняющийся, активно наполняющийся новыми трендами. Приведена его характеристика через конструкты «фрагментарность» / «единство», «ядро» / «периферия», «традиция» / «парадоксальность». В качестве методологии исследования современного состояния тезауруса детства принимаются позиции Вал. А. Лукова об исходном конструирующем субъекте и тезаурусная гипотеза социализации А. И. Ковалевой.
Приводятся авторские аргументы о координирующей роли социологии детства в междисциплинарном синтезе различных наук о детстве. Исследование показало характеристики тезауруса детства, связанные со сложностью, динамичностью, перманентными изменениями социальной реальности и возникновением именно в детском сегменте новых явлений технологизации и гаджетизации жизни юных, дистанционного обучения и досуга, парадоксальности сосуществования одновременной глобализации и глокализации детства. Одним из выводов исследований детства является возможная интервенция тезауруса детства в тезаурус молодежи в связи с обнаруженными явлениями продления детства.