2024-03-28T22:30:03Z
https://journals.mosgu.ru/zpu/oai
oai:ojs.journals.mosgu.ru:article/650
2018-06-13T14:20:41Z
zpu:%D0%A0%D0%9E
nmb a2200000Iu 4500
"180330 2018 eng "
2218-9238
1998-9873
dc
Не божий дар, а феномен природы
Ильинский, Игорь Михайлович
Московский гуманитарный университет
И. А. Бунин; русская литература; психология творчества; психическое состояние; гений; эвропатология; Г. В. Сегалин
Статья представляет авторское осмысление личности и творчества русского писателя И. А. Бунина. В центре внимания автора — проблема психического состояния гениального творца, в том числе роли наследственности. В основе анализа — теория эвропатологии Г. В. Сегалина, писавшего о патологиях как биологических факторах гениальности.
Анализируются родословная И. А. Бунина, особенности биографии его родителей, самого писателя. Приводятся свидетельства очевидцев, высказывания Бунина о себе, упоминаются факты его жизни.
Московский гуманитарный университет
2018-03-30 14:57:27
application/pdf
https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/650
Znanie. Ponimanie. Umenie; № 1 (2018)
rus
(c) 2018 Журнал "Знание. Понимание. Умение" (составление)
oai:ojs.journals.mosgu.ru:article/1619
2022-10-30T11:50:10Z
zpu:%D0%A0%D0%9E
nmb a2200000Iu 4500
"221012 2022 eng "
2218-9238
1998-9873
dc
К выступлению на встрече выпускников ВКШ при ЦК ВЛКСМ (1971-1990 гг.) и Института молодежи, созданного на базе ВКШ в 1990 году, с руководителями, преподавателями, сотрудниками и студентами Московского гуманитарного университета 23.07.2022
Ильинский, Игорь Михайлович
Московский гуманитарный университет
Московский гуманитарный университет; Высшая комсомольская школа; комсомол; спецоперация на Украине
Текст представляет собой выступление ректора Московского гуманитарного университета профессора И. М. Ильинского на собрании выпускников Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ (ВКШ), а также преподавателей, сотрудников и студентов Московского гуманитарного университета — правопреемника ВКШ. Как отметил в своей речи И. М. Ильинский, данное собрание, ввиду событий на Украине, носит не ностальгический, а общественно-политический характер, так как внутренняя политика страны в любой, даже мирной ситуации, является продолжением его политики внешней; cегодня миллионы людей в России сохранили запас духовно-нравственных ценностей, уважения к собственной истории, что позволит укрепить суверенитет России и выполнить ее миссию на пути великого служения делу справедливости.
Московский гуманитарный университет
2022-10-12 00:00:00
application/pdf
https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/1619
Znanie. Ponimanie. Umenie; № 3 (2022)
rus
(c) 2022 Журнал "Знание. Понимание. Умение" (составление)
oai:ojs.journals.mosgu.ru:article/344
2017-01-09T22:37:39Z
zpu:%D0%A0%D0%9E
nmb a2200000Iu 4500
"161227 2016 eng "
2218-9238
1998-9873
dc
Еще раз об истории разработки теоретических и правовых основ государственной молодежной политики в СССР, подготовке и принятии «Закона о молодежи»
Ильинский, Игорь Михайлович
Московский гуманитарный университет
государственная молодежная политика; молодежная политика; молодежь; проблемы молодежи; Закон о молодежи; НИЦ при ВКШ
В статье представлены воспоминания одного из ведущих отечественных исследователей молодежной проблематики о том, как начиналась разработка государственной молодежной политики (ГМП) в СССР в 1980-е годы. Тогда создавались теория и концепция ГМП, «Закон о молодежи», работала ведущая организация по исследованию молодежных проблем в стране — Научно-исследовательский центр (НИЦ) при Высшей комсомольской школе, где трудилось более 200 научных работников. Директором этого единственного в стране научного учреждения, способного проводить масштабные и комплексные исследования молодежи, был И. М. Ильинский.
Идеи ГМП автор привез из Швеции, где он неоднократно бывал на международных конференциях, начиная с 1984 г. В Швеции оказалось много проблем у молодежи, но и была хорошо организована государственная система по решению этих проблем. Это побудило автора задуматься об отсутствии в СССР научно обоснованной государственной политики в отношении к молодежи.
В 1986 г. автор выступил на Научной сессии, посвященной 10-летию НИЦ при ВКШ с докладом «Проблемы молодежи и молодежной политики в условиях ускорения социально-экономического развития советского общества». Это было первое в Советском Союзе изложение идеи и принципиальных основ ГМП. Инициатива была поддержана руководством комсомола. Утверждение концепции и самого термина «государственная молодежная политика» было не просто теоретическими изысками, а сопровождалось сложной политической и идейной борьбой. Несмотря на это, в результате долговременной и трудной борьбы были разработаны теоретические и правовые основы концепции ГМП, подготовлен законопроект «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», которые прочно вошли в научный оборот, общественное сознание и общественную практику. С уничтожением СССР в 1991 г. история Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» как юридического акта завершилась: он не вошел в состав нормативных правовых актов Российской Федерации. Но это был финал Закона только по форме. Теоретические основы ГМП и ее содержание, правовые нормы Закона продолжают оказывать важное воздействие на весь процесс строительства государственной молодежной политики в «новой» России по сей день.
Московский гуманитарный университет
2016-12-27 14:39:06
application/pdf
https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/344
Znanie. Ponimanie. Umenie; № 4 (2016)
rus
(c) 2016 Знание. Понимание. Умение
oai:ojs.journals.mosgu.ru:article/1455
2021-12-28T10:08:00Z
zpu:%D0%A0%D0%9E
nmb a2200000Iu 4500
"211228 2021 eng "
2218-9238
1998-9873
dc
Комсорг Советского Союза
Ильинский, Игорь Михайлович
Московский гуманитарный университет
СССР; комсомол; Е. М. Тяжельников; Высшая комсомольская школа
В статье представлены размышления ректора Московского гуманитарного университета профессора И. М. Ильинского о книге выдающегося деятеля Ленинского комсомола Е. М. Тяжельникова, вышедшей в 2021 г. Автор статьи пишет о том, в какую эпоху Е. М. Тяжельников возглавил комсомольскую организацию; говорит о личностных качествах первого секретаря ЦК ВЛКСМ, его вкладе в развитие комсомола. Особо в статье отмечается факт создания Е. М. Тяжельниковым Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ (сегодня — Московский гуманитарный университет). Большую ценность представляет то, что автор статьи многие годы был лично знаком с Е. М. Тяжельниковым, работал вместе с ним, что составляет основу для глубоко личных воспоминаний автора об этом удивительном человеке.
Московский гуманитарный университет
2021-12-28 13:08:00
application/pdf
https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/1455
Znanie. Ponimanie. Umenie; № 4 (2021)
rus
(c) 2021 Журнал "Знание. Понимание. Умение" (составление), авторы
oai:ojs.journals.mosgu.ru:article/1036
2020-01-09T08:07:03Z
zpu:%D0%A0%D0%9E
nmb a2200000Iu 4500
"191001 2019 eng "
2218-9238
1998-9873
dc
Куда несешься, Русь? (размышления о Происходящем)
Ильинский, Игорь Михайлович
Московский гуманитарный университет
реформы; либерализм; неолиберализм; российская наука; проблемы образования; воспитание
В статье представлены размышления автора о сути происходящих сегодня в России процессов в области политики, науки, образования. Автор останавливается на проблемах новой российской идеологии, кризиса идеи либерализма, воспитания жизнеспособных поколений.
Автор высказывает свое отношение к противоречивым перспективам замены естественного интеллекта искусственным. Автор считает, что в ситуации эйфории научного и научно-технического прорыва гуманитарные вузы должны стать гуманитарным щитом на пути такого рода ускоренных нововведений, не учитывающих того, как они отзовутся на судьбах миллионов простых граждан, государства и общества.
Именно человеческий капитал, человеческий потенциал должны стать основным предметом российской науки, наука должна помочь понять, в чем состоит смысл технологических обновлений и прорывов, что в них полезно, а что вредно для человека и страны.
Московский гуманитарный университет
2019-10-01 10:06:22
application/pdf
https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/1036
Znanie. Ponimanie. Umenie; № 3 (2019)
rus
(c) 2019 Журнал "Знание. Понимание. Умение" (составление)
oai:ojs.journals.mosgu.ru:article/707
2018-10-03T06:43:50Z
zpu:%D0%A0%D0%9E
nmb a2200000Iu 4500
"180629 2018 eng "
2218-9238
1998-9873
dc
Порядок из Хаоса
Ильинский, Игорь Михайлович
Московский гуманитарный университет
высшее образование; проблемы образования; проблема воспитания; негосударственные вузы; модернизация образования
В статье автор размышляет о реформах в сфере высшего образования России. Он отмечает, что в массовом сознании сформировалось немало негативных слухов и «черных мифов». В критике этого сектора образования есть немало правды. Но есть и исторически сложившиеся традиции негосударственного образования ряда вузов, которые продолжают готовить специалистов на достойном уровне и ратовать за воспитание новых поколений. Автор уделил внимание и проблеме воспитания в образовании, подчеркивая, что стратегию и политику дальнейшей модернизации — реформирования сферы должны определять не только властные структуры, но также образовательные и научные сообщества, национально ориентированные интеллигенция и предприниматели.
Московский гуманитарный университет
2018-06-29 12:30:30
application/pdf
https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/707
Znanie. Ponimanie. Umenie; № 2 (2018)
rus
(c) 2018 Журнал "Знание. Понимание. Умение" (составление)
oai:ojs.journals.mosgu.ru:article/1749
2023-05-10T09:34:04Z
zpu:%D0%A0%D0%9E
nmb a2200000Iu 4500
"230510 2023 eng "
2218-9238
1998-9873
dc
Немыслимое: «перестройка» как заговор
Ильинский, Игорь Михайлович
Московский гуманитарный университет
Перестройка; СССР; Россия; социализм; заговор; М. С. Горбачев; А. Н. Яковлев; Э. А. Шеварднадзе
Статья известного социального философа, ректора Московского гуманитарного университета И. М. Ильинского представляет одну из вступительных глав книги о Перестройке, над которой автор работает многие годы. Книга в настоящее время готовится к изданию. В ней автор опровергает взгляды, согласно которым СССР распался в силу внутренних противоречий, и показывает, что главной причиной распада страны стал заговор высших лиц государства (М. С. Горбачева, А. Н. Яковлева, Э. А. Шеварднадзе). Суть этого заговора состояла в том, чтобы под видом демократизации общества осуществить разрушение «тоталитарного» государственного строя СССР, что, как показывает И. М. Ильинский, совпадало с задачами руководителей Соединенных Штатов Америки. Для подтверждения своих выводов автор обращается к обширному историческому, историко-архивному и биографическому материалу.
Московский гуманитарный университет
2023-05-10 12:34:04
application/pdf
https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/5
Znanie. Ponimanie. Umenie; № 1 (2023)
rus
(c) 2023 Журнал "Знание. Понимание. Умение" (составление)
oai:ojs.journals.mosgu.ru:article/401
2017-05-21T10:00:55Z
zpu:%D0%A0%D0%9E
nmb a2200000Iu 4500
"170322 2017 eng "
2218-9238
1998-9873
dc
Как посол США Мэтлок управлял «перестройкой»
Ильинский, Игорь Михайлович
Независимый автор
Дж. Мэтлок; США; СССР; распад СССР; перестройка; международные отношения; М. С. Горбачев; геополитика
Статья представляет собой авторские размышления по поводу книги посла США в СССР (1987–1991) Дж. Мэтлока «Смерть империи. Взгляд американского посла на распад Советского Союза». Работа была издана в США в1995 г., переведена и издана в России в2003 г.
Автор считает, что мнение американского дипломата о «перестройке» имеет огромное значение для одурманивания умов читателей. Дж. Мэтлок полагал, что «перестройка» — это уникальный исторический шанс осуществить вековую мечту США — уничтожить СССР и идею коммунизма. При этом он был убежден, что государство должно было «рухнуть само собой», потому что «система была изначально порочна».
Однако посол прекрасно знал, что Система рухнула не сама собой, что в ее разрушении «выдающуюся» роль сыграли США и в определенной мере сам Мэтлок. И упоминания об этом можно найти в книге. Автор статьи подробно разбирает текст издания и приводит цитаты, сопровождая их своими комментариями и выдержками из воспоминаний других участников событий.
Московский гуманитарный университет
2017-03-22 10:41:03
application/pdf
https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/401
Znanie. Ponimanie. Umenie; № 1 (2017)
rus
(c) 2017 Журнал "Знание. Понимание. Умение" (составление)
oai:ojs.journals.mosgu.ru:article/1456
2022-03-21T18:34:17Z
zpu:%D0%A0%D0%9E
nmb a2200000Iu 4500
"211228 2021 eng "
2218-9238
1998-9873
dc
Как не попасть в XVI век?
Ахромеева, Татьяна Сергеевна
Институт прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН
Малинецкий, Георгий Геннадьевич
Институт прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН; Московский гуманитарный университет
Торопыгина, Светлана Аркадьевна
Институт прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН
исторический прогноз; «день» Нового времени; «ночь» Средневековья; самоорганизация; синергетика; междисциплинарность; гуманитарно-технологическая революция; социально-технологическое развитие; математическая история; рацио — эмоцио — интуицио; идеология
В настоящее время мир и Россия находятся в точке бифуркации. В этой точке определяется путь существующих социально-технологических структур в обозримом будущем. Выдающийся русский философ Н. А. Бердяев в начале XX в. утверждал, что день Нового времени сменится ночью Нового средневековья, и очерчивал контур нового социального строя. Известный российский философ Ф. И. Гиренок в начале XXI в. поддерживает этот взгляд, отрицая исторический прогресс, и тоже предвидит ночь Средневековья.
В статье рассматриваются тенденции и явления в социальной, научной, образовательной, психологической сферах, соответствующие этому «историческому повороту» в прошлое. Рассматривается негативная сторона этих процессов, «оборотная сторона медали». Индикатором происходящих перемен стала пандемия COVID-19 и реакция на нее общества.
Основой для проведенного анализа является теория самоорганизации, или синергетика. Однако этот междисциплинарный подход понимается в более широком смысле, позволяющем анализировать проблему человека, рассматривая не только рациональное, но также интуитивное и эмоциональное начала.
Показано, что предотвратить переход социального «дня» в «ночь» может высокий уровень самоорганизации, идеология, понимаемая как синтез научного прогноза и образа желаемого будущего, и управление рисками технологического развития.
Московский гуманитарный университет
2021-12-28 13:08:00
application/pdf
https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/1456
Znanie. Ponimanie. Umenie; № 4 (2021)
rus
(c) 2021 Журнал "Знание. Понимание. Умение" (составление), авторы
oai:ojs.journals.mosgu.ru:article/43
2015-10-20T11:14:45Z
zpu:%D0%A0%D0%9E
nmb a2200000Iu 4500
"150610 2015 eng "
2218-9238
1998-9873
dc
Российский народ — это народ-победитель
Ильинский, Игорь Михайлович
Московский гуманитарный университет http://www.ilinskiy.ru
Великая Отечественная война; СССР; Победа; Россия
Текст выступления ректора Московского гуманитарного университета на торжественном собрании коллектива МосГУ, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., которое прошло 28 апреля 2015 г.
Россия праздновала и будет праздновать День Победы, потому что это была победа в самой масштабной, самой страшной, самой разрушительной и самой кровавой войне в истории человечества. Впервые в основе философии войны, которую вел Гитлер, лежала теория расового превосходства «высшей» «арийской» расы (немецкой нации) над «низшими», «недочеловеческими» расами. Война нацистской Германии с СССР имела также идеологическую основу: ставилась цель уничтожения еще исторически не устоявшегося социалистического строя, а вместе с ним — на веки вечные — и российского государства. Речь шла о конце тысячелетней русской истории и цивилизации.
Война стала для Советского Союза страшной трагедией. Было уничтожено и разрушено огромное число городов, деревень, зданий, заводов и фабрик, колхозов, МТС. Ущерб от разрушений в СССР составил почти половину от 260 млрд долл. — общей суммы ущерба во всех странах мира, на территории которых шла война. Советский Союз лишился 30% своего национального богатства. Но главная беда и трагедия той войны — гибель людей, безвозвратные потери СССР в 26,6 млн человек.
С помощью учебников для школ и вузов, изготовленных на американские и другие зарубежные гранты, история Советского Союза и Великой Отечественной войны предстала
перед населением России и всего мира в изуродованном виде, лишенном героики, силы народного духа, патриотизма, самоотверженности и самопожертвования, а также ума, стратегической и тактической мудрости государственного, политического и военного руководства страны, и прежде всего И. В. Сталина. Основные события Великой Отечественной и их оценки были грубо искажены.
В дни, когда празднуется 70-летие Великой Победы, молодые люди особо должны задуматься о том, что говорят сегодня ветераны. Надо глубоко осознать и помнить: российская нация, российский народ — это нация-гений, народ-победитель. Все вместе — ветераны и молодые должны поднять и возвеличить Россию.
Московский гуманитарный университет
2015-09-26 00:00:00
application/pdf
https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/43
Znanie. Ponimanie. Umenie; № 2 (2015)
rus
(c) 2015 Знание. Понимание. Умение
oai:ojs.journals.mosgu.ru:article/1037
2020-01-09T08:07:03Z
zpu:%D0%A0%D0%9E
nmb a2200000Iu 4500
"191001 2019 eng "
2218-9238
1998-9873
dc
О науке в современной России
Ильинский, Игорь Михайлович
Московский гуманитарный университет
Луков, Валерий Андреевич
Московский гуманитарный университет
федеральный закон; научная деятельность; научно-техническая деятельность; российская наука; российское законодательство о науке; ученые; научные работники; гуманитарные науки
В статье анализируется проект Федерального закона «О научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации». Проект призван заменить принятый в 1996 г. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» (от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ), включив и правовые нормы Федерального закона от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации».
Достоинства и недостатки законопроекта рассматриваются на фоне процессов в российской науке, выдвигающих среди прочего задачу создания гуманитарного щита в отношении внедрения в жизнь новых научных идей и технологий. Показываются направления такого сопровождения инноваций, которые может создать союз гуманитарных наук.
Московский гуманитарный университет
2019-10-01 10:06:22
application/pdf
https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/1037
Znanie. Ponimanie. Umenie; № 3 (2019)
rus
(c) 2019 Журнал "Знание. Понимание. Умение" (составление)
oai:ojs.journals.mosgu.ru:article/773
2018-10-03T07:51:39Z
zpu:%D0%A0%D0%9E
nmb a2200000Iu 4500
"181003 2018 eng "
2218-9238
1998-9873
dc
Проблема воспитания в условиях глобальных угроз и рисков
Ильинский, Игорь Михайлович
Московский гуманитарный университет
воспитание; глобальные угрозы; социальные риски; российское образование
Проблемы воспитания предлагается рассматривать на фоне широких социальных угроз, геополитических рисков и глобальных вызовов для России, ее общества, экономики и системы образования.
Текст доклада на XIV Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века: проблемы воспитания», которая прошла в Московском гуманитарном университете 14–16 декабря 2017 г.
Московский гуманитарный университет
2018-10-03 09:41:54
application/pdf
https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/773
Znanie. Ponimanie. Umenie; № 3 (2018)
rus
(c) 2018 Журнал "Знание. Понимание. Умение" (составление)
oai:ojs.journals.mosgu.ru:article/1787
2023-07-12T07:22:04Z
zpu:%D0%A0%D0%9E
nmb a2200000Iu 4500
"230712 2023 eng "
2218-9238
1998-9873
dc
Тайны «перестройки»
Ильинский, Игорь Михайлович
Московский гуманитарный университет
«перестройка»; социализм; капитализм; СССР; заговор; М. С. Горбачев; Э. А. Шеварднадзе; А. Н. Яковлев; Н. И. Рыжков; интеллигенция
Статья известного социального философа, ректора Московского гуманитарного университета И. М. Ильинского представляет собой вариант текста главы в книге о «перестройке», над которой автор работает уже многие годы. Данный текст продолжает тему предыдущей статьи И. М. Ильинского, опубликованной в журнале «Знание. Понимание. Умение» (2023. № 1). Автор развивает свою аргументацию относительно того, что, согласно представленным им фактам, «перестройка» была именно заговором высших лиц государства против советской общественной и политической системы. Опираясь на исследования советского государственного деятеля Н. И. Рыжкова, автор показывает, что реально «перестройка» началась еще в период правления Ю. А. Андропова (1983), однако радикальный характер она приняла во второй половине 1980-х гг. И, как обосновывается в статье, в своем радикальном варианте «перестройка» воплощала замысел вовсе не к улучшению социализма в СССР, но, напротив, была подчинена задачам разрушения советской «системы». При этом «прорабы» «перестройки» в лице Горбачева, Яковлева и Шеварднадзе опирались в своих намерениях на многочисленный слой советской интеллигенции, при игнорировании реальной воли населения страны, которая была прежде всего выражена на референдуме 1990 г. В то же время, как показывает Ильинский, советский народ не мог выразить более сильного протеста против развала страны, поскольку люди были погружены в повседневные нужды, перегружены политической информацией, подавлены быстротой происходящих изменений и т. д. Однако при всех этих обстоятельствах, как показали социологические исследования, данные которых приводятся в статье, на самом деле население СССР на рубеже 1980–1990-х гг. предпочитало в большинстве своем социализм капитализму.
Московский гуманитарный университет
2023-07-12 10:22:04
application/pdf
https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/1787
Znanie. Ponimanie. Umenie; № 2 (2023)
rus
(c) 2023 Журнал "Знание. Понимание. Умение" (составление)
oai:ojs.journals.mosgu.ru:article/465
2017-06-19T09:47:10Z
zpu:%D0%A0%D0%9E
nmb a2200000Iu 4500
"170618 2017 eng "
2218-9238
1998-9873
dc
Молодежь и революция (эскиз к политическому портрету)
Ильинский, Игорь Михайлович
Московский гуманитарный университет
молодежь; история России; XIX в.; декабристы; революция; революционное движение; социально-политические процессы; революционные идеи; русская литература XIX в.
В статье проанализированы этапы российской истории XIX в. с точки зрения роли молодежи в ключевые моменты рождения новых социальных идей. Историософский очерк позволяет лучше понять ситуацию, в которой оказалась Россия в начале ХХ в., причины трех русских революций, представляющих собой единое по своей природе явление.
Впервые особая роль молодежи в российской истории резко проявилась во времена реформ Петра I, когда разразился конфликт поколений. Новые поколения молодежи XVIII в. поддерживали новый образ жизни. Они передали духовную эстафету своим детям. Движение декабристов возникло в 1820-х годах под влиянием просветительской деятельности и западноевропейских политических идей. Организации декабристов можно считать первыми по возрастному составу молодежными организациями. В начале и середине XIX в. движущей силой социально-политических движений была дворянская молодежь. С 1860-х годов инициатива перешла молодежи разночинной, интеллигентской. К концу века революционную массу составляли в основном молодые рабочие и рабочие-интеллигенты. В начале ХХ в. в революционной среде стала появляться крестьянская молодежь. Молодые люди стояли во главе различных революционных кружков и организаций, были духовными вожаками и идеологами различных общественных и революционных течений, составляли практически всю массу революционного движения.
Общественное движение молодежи, будучи на первых порах культурно-просветительским по своим конкретным и ближайшим задачам, в сущности своей в конце концов было революционно-политическим, ибо в той или иной форме вело к изменению или свержению существовавшего строя. Главными причинами возбуждения и непрерывного (с некоторыми спадами в критические моменты) нарастания революционного движения были условия жизни молодежи и внешняя международная обстановка.
Среди различных настроений, кружков и групп в революционном движении наиболее заметным и сильным было социалистическое течение. Социализм более всего отвечал умонастроению и психологическому состоянию, в котором находилось русское общество после реформ начала 1860-х годов.
Московский гуманитарный университет
2017-06-18 20:42:26
application/pdf
https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/465
Znanie. Ponimanie. Umenie; № 2 (2017)
rus
(c) 2017 Журнал "Знание. Понимание. Умение" (составление)
oai:ojs.journals.mosgu.ru:article/1509
2022-04-06T14:21:04Z
zpu:%D0%A0%D0%9E
nmb a2200000Iu 4500
"220406 2022 eng "
2218-9238
1998-9873
dc
Будущее капитализма в человеческом измерении
Ильинский, Игорь Михайлович
Московский гуманитарный университет
капитализм; социализм; культура; образование; неравенство; глобализация; человек
Статья посвящена критике капитализма с позиций гуманистических ценностей. Известный социальный философ ректор Московского гуманитарного университета И. М. Ильинский рассуждает о пороках капиталистической цивилизации, главный из которых он видит в бездуховности и безусловной ориентации на максимизацию прибыли. Таким образом, капитализму не хватает главного — заботы о человеке, человеческом капитале. Соединение капитализма и демократии во второй половине XX в. было временным и произошло во многом под влиянием угрозы со стороны «социалистического лагеря». В последние же десятилетия (с 1990-х гг.) западный капитализм освободился от этой угрозы, в связи с чем начинает активно «освобождаться» от демократии и присущих ей ценностей. Все это очевидным образом проявилось в процессах глобализации. Автор статьи говорит о пороках глобализации, присущей ей тенденции к универсализации и стандартизации. Современная Россия, как считает И. М. Ильинский, способна пойти иной дорогой, нежели современный капитализм, делая акцент на социальном развитии, культуре, образовании.
Статья была опубликована более 20 лет назад, однако мы публикуем ее вновь по причине сохраняющейся ее актуальности.
Московский гуманитарный университет
2022-04-06 00:00:00
application/pdf
https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/1509
Znanie. Ponimanie. Umenie; № 1 (2022)
rus
(c) 2022 Журнал "Знание. Понимание. Умение" (составление)
oai:ojs.journals.mosgu.ru:article/149
2016-04-05T10:43:16Z
zpu:%D0%A0%D0%9E
nmb a2200000Iu 4500
"151225 2015 eng "
2218-9238
1998-9873
dc
История: стихия и заговор
Ильинский, Игорь Михайлович
Московский гуманитарный университет http://www.ilinskiy.ru/
история России; «перестройка» в СССР; теория заговора; тайные механизмы истории
Год 2015-й, когда Россия торжественно праздновала 70-летие Великой Победы СССР над гитлеровской Германией, был знаменателен также 30-летием со дня начала так называемой перестройки. Публикуется введение к книге И. М. Ильинского «Перестройка как Заговор», которая готовится к изданию. Автор на основе изучения документов и материалов, относящихся к периоду «перестройки», отмечает, что хотя ее называют заговором многие, но еще не показаны истоки этого заговора, не раскрыты идеи и связи, соединившие маленькую группу людей в неформальное тайное сообщество. Не названы информационные источники, которые только и позволяют считать их совместную деятельность антигосударственной, антипартийной, а значит — преступной. Эту задачу ставит перед собой И. М. Ильинский.
В публикации также представлено авторское понимание роли тайных механизмов истории, существенно влияющих на ее ход. Показано, в частности, существо секретных военных планов У. Черчилля против СССР под кодовым названием «Немыслимое» (май 1945 г.), секретных документов внешней политики и стратегии США первых послевоенных лет — «Цели США в отношении России» (НСБ 20/1 от 18 августа 1948 г.), «Задачи программы национальной безопасности США» (НСБ 68 от 14 апреля 1950 г.) и др.
Московский гуманитарный университет
2015-12-25 18:49:41
application/pdf
https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/149
Znanie. Ponimanie. Umenie; № 4 (2015)
rus
(c) 2015
oai:ojs.journals.mosgu.ru:article/1329
2021-04-08T11:24:41Z
zpu:%D0%A0%D0%9E
nmb a2200000Iu 4500
"210408 2021 eng "
2218-9238
1998-9873
dc
Штрихи к психологическому и политическому портретам бывшего генсека ЦК КПСС и Президента СССР М. С. Горбачева
Ильинский, Игорь Михайлович
Московский гуманитарный университет
М. С. Горбачев; СССР; перестройка
Статья посвящена анализу личностных характеристик и политических позиций бывшего генерального секретаря ЦК КПСС и Президента СССР М. С. Горбачева. Исследуются психологические особенности Горбачева как человека, говорится о целом ряде качеств, которые были ему присущи уже с молодых лет, раскрывается роль близких людей в становлении его характера. В статье на большом количестве исторических источников показана роль Горбачева в истории и разрушении СССР. В политическом плане деятельность Горбачева на высшем посту государства объясняется присущим ему стремлением к переустройству, в основе которого — представление о себе как о «спасителе человечества». В Заключении автор также делится своими впечатлениями от личной встречи с Горбачевым в стенах Института молодежи в первой половине 1990-х гг.
Московский гуманитарный университет
2021-04-08 00:00:00
application/pdf
https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/1329
Znanie. Ponimanie. Umenie; № 1 (2021)
rus
(c) 2021 Журнал "Знание. Понимание. Умение" (составление)
oai:ojs.journals.mosgu.ru:article/858
2019-04-04T07:05:38Z
zpu:%D0%A0%D0%9E
nmb a2200000Iu 4500
"181226 2018 eng "
2218-9238
1998-9873
dc
Благодаря комсомолу...
Ильинский, Игорь Михайлович
Московский гуманитарный университет
комсомол; история СССР; молодежь; ВЛКСМ; история советской науки
Текст вступительного слова ведущего круглого стола «Благодаря комсомолу…», который прошел 23 мая 2018 г. в Московском гуманитарном университете и был посвящен 100-летнему юбилею ВЛКСМ.
Московский гуманитарный университет
2018-12-26 14:39:41
application/pdf
https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/858
Znanie. Ponimanie. Umenie; № 4 (2018)
rus
(c) 2018 Журнал "Знание. Понимание. Умение" (составление)
oai:ojs.journals.mosgu.ru:article/1868
2024-01-26T09:11:19Z
zpu:%D0%A0%D0%9E
nmb a2200000Iu 4500
"240119 2024 eng "
2218-9238
1998-9873
dc
Кому потребовалась «перестройка»? «Застоя» не было!
Ильинский, Игорь Михайлович
Московский гуманитарный университет
СССР; перестройка; застой; Горбачев; Яковлев; Шеварднадзе
Статья известного социального философа ректора Московского гуманитарного университета И. М. Ильинского представляет собой вариант текста главы в книге о «перестройке», над которой автор работает уже многие годы. Данный текст продолжает тему предыдущих статей И. М. Ильинского, опубликованных в журнале «Знание. Понимание. Умение». В данной статье на основе большого количества исторических источников и архивных материалов рассказывается о том, что так называемый застой в советской экономике 1980-х гг. — не более чем миф. На самом деле, как показывает автор статьи, страна в этот период экономически развивалась, хотя сложно и противоречиво. При этом само развитие было обусловлено внедрением в экономику страны элементов рынка, регулируемого государством. В то же время экономическая и политическая катастрофа перестройки была связана не столько с кризисом советской системы (которая была вполне реформируема), сколько с рядом правительственных мер конца 1980-х гг., направленных на введение в стране нерегулируемого рынка. Тяжелый экономический кризис, вызванный этими мерами, усугубился целенаправленной политикой руководства США, направленной на развал Советского государства. Автор статьи еще раз утверждает в этой публикации, что за всеми этими негативными процессами в политике и экономике стоял заговор руководителей государства (М. С. Горбачева, А. Н. Яковлева, Э. А. Шеварднадзе).
Московский гуманитарный университет
2024-01-19 12:46:57
application/pdf
https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/1868
Znanie. Ponimanie. Umenie; № 4 (2023)
rus
(c) 2024 Журнал "Знание. Понимание. Умение" (составление)
oai:ojs.journals.mosgu.ru:article/521
2017-10-06T06:37:11Z
zpu:%D0%A0%D0%9E
nmb a2200000Iu 4500
"170929 2017 eng "
2218-9238
1998-9873
dc
Бунин как «буревестник» новой революции
Ильинский, Игорь Михайлович
Московский гуманитарный университет
И. А. Бунин; революция; образ России; русский человек; «Деревня»; русская литература
Статья дает авторское осмысление роли творчества И. А. Бунина и его произведений предреволюционного периода в формировании образа России и русского человека в сознании читающей публики. В 1910 г. Бунин опубликовал свое главное произведение — «Деревня». В нем писатель изобразил целую галерею деревенских персонажей, наделенных чертами якобы «типичного русского характера»: отрицательными, а часто совершенно отрицательными. Сама жизнь в ситуации постоянного подавления со стороны «хозяев» (дворян и помещиков), бытовое неустройство, голод, болезни — все это создает безнадежный образ «мужика», лишенного каких-либо добродетелей, и тяжелейшей порочности обитателей деревенского мира. Раскрывая в «Деревне» особенности труднейших и суровых условий жизни сельского населения в 1904–1907 гг., Бунин, хочется думать, сам того не осознавая, вызывал в умах современников понимание того, что единственный путь для исправления мрачной картины бытия 85% русского народа — радикальные перемены и смена правящего строя.
Московский гуманитарный университет
2017-09-29 13:00:21
application/pdf
https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/521
Znanie. Ponimanie. Umenie; № 3 (2017)
rus
(c) 2017 Журнал "Знание. Понимание. Умение" (составление)
oai:ojs.journals.mosgu.ru:article/1510
2022-04-06T14:21:04Z
zpu:%D0%A0%D0%9E
nmb a2200000Iu 4500
"220406 2022 eng "
2218-9238
1998-9873
dc
Необходимость и возможность российского проекта цивилизационного развития
Горелов, Анатолий Алексеевич
Институт философии РАН
идеология; философия; смысл жизни; «идеал-Мы»; догматизация; креативность; цивилизация; суверенность; альтернативность; мобилизационность
Рассматриваются взаимоотношения идеологии и философии и специфика этих двух отраслей культуры. Анализируются два определения идеологии, одно из которых сближает ее с философией, а другое — со смыслом жизни, подтверждается, что специфические задачи идеологии — в управлении людьми и защите социального иммунитета. Проводится аналогия между государственной идеологией и смыслом жизни индивида. Определяется значение идеологии для суверенного развития государства-цивилизации и новый вид идеологии — цивилизационной. Подчеркивается важность креативности идеологии и опасность ее догматизации, которая преодолевается тесной связью идеологии с философией и наукой.
Анализируется проблема упадка значения идеологии в СССР. Определяются главные особенности цивилизационной идеологии — суверенность, альтернативность, мобилизационность. Выдвигается идея создания идеологического подразделения в Институте философии РАН и обосновывается идея создания периодической системы цивилизации. Анализируется соотношение идеологии и российского проекта цивилизационного развития (РПЦР), который сопоставляется с «идеалом-Мы». Делается вывод, что создание РПЦР сможет оказать позитивное эволюционное влияние на противодействие унификации современного глобализирующегося мира.
Московский гуманитарный университет
2022-04-06 00:00:00
application/pdf
https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/1510
Znanie. Ponimanie. Umenie; № 1 (2022)
rus
(c) 2022 Журнал "Знание. Понимание. Умение" (составление)
oai:ojs.journals.mosgu.ru:article/208
2016-04-05T10:44:16Z
zpu:%D0%A0%D0%9E
nmb a2200000Iu 4500
"160323 2016 eng "
2218-9238
1998-9873
dc
О перспективах развития организованного молодежного движения в России (социально-философские, социологические, политико-правовые аспекты)
Ильинский, Игорь Михайлович
Московский гуманитарный университет
Луков, Валерий Андреевич
Московский гуманитарный университет
молодежь; молодежная организация; молодежное движение; воспитание; государственная молодежная политика; «Российское движение школьников»
В статье авторы рассматривают новейшие тенденции в государственном регулировании строительства молодежных организаций, соответствующих по своим целям и деятельности актуальным задачам развития страны в условиях нарастающих угроз и вызовов. Выявляются проблемные точки в формировании условий для интеграционных процессов в молодежном движении.
Авторы аргументируют свой отрицательный ответ на вопрос, возможна ли сегодня в России единая массовая молодежная организация, подобная ВЛКСМ. Они также считают нецелесообразным создание новой федерации имеющихся в стране молодежных общественных объединений, поскольку федеративная форма давно используется в молодежном движении страны.
С учетом новых обстоятельств во внутреннем и международном положении России требуются коррективы в концепции государственной молодежной политики, которые бы устанавливали, что ее центральным звеном сегодня и в обозримой перспективе является воспитание новых поколений в духе патриотизма, готовности к защите Родины, ее нравственных, духовных, культурных ценностей. Из этого положения следует пересмотр мер в вопросах государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений. Эта задача должна решаться с привлечением всех ресурсов общественного развития. Она должна быть единой и приоритетной для различных направлений внутренней и внешней политики, и прежде всего — для всей образовательной системы России.
В этой связи рассмотрена перспектива реализации Указа № 536 Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г., которым устанавливаются задачи по созданию Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».
Московский гуманитарный университет
2016-03-23 11:58:01
application/pdf
https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/208
Znanie. Ponimanie. Umenie; № 1 (2016)
rus
(c) 2016
oai:ojs.journals.mosgu.ru:article/1388
2021-07-28T14:41:19Z
zpu:%D0%A0%D0%9E
nmb a2200000Iu 4500
"210727 2021 eng "
2218-9238
1998-9873
dc
Мифы «перестройки»
Ильинский, Игорь Михайлович
Московский гуманитарный университет https://mosgu.ru/
«перестройка»; Советский Союз; мифологизация истории; Россия; Великая Октябрьская социалистическая революция
2021 г. связан с важным и драматическим событием в истории России. 26 декабря 1991 г. Советом Республик Верховного Совета СССР была принята декларация о прекращении существования Советского Союза. Основанием этого решения явилась «перестройка», затеянная М. С. Горбачевым и его ближайшим соратником А. Н. Яковлевым с целью «совершенствования социализма». В ходе «перестройки» Яковлев обрел в либеральных массах титул ее «идеолога» и «архитектора».
В постперестроечные годы в свет вышли книги А. Н. Яковлева «Горькая чаша», «Сумерки», «100 лучших интервью» и др. В них он пытается представить необходимость «перестройки» в контексте всей истории России XX в. начиная с Великой Октябрьской социалистической революции. Однако целый ряд его принципиальных идей, оценок и выводов отличается недостоверностью, крайней тенденциозностью, а часто — искажением исторических событий. Имеющие мифологизированный, ничем не подкрепленный характер, эти положения в значительной степени направлены на оправдание тех действий, которые привели к уничтожению Советского Союза, якобы затормозившего или даже перечеркнувшего гармоничное развитие экономически успешной царской России.
Однако, чтобы понять предмет исследования, надо подойти к нему исторически. Это неоспоримый принцип научной методологии: время неделимо, три его модуса — «прошлое», «настоящее», «будущее» — условности; прошлое в той или иной мере присутствует в настоящем. Автор статьи — советский и российский философ и социолог, доктор философских наук, профессор И. М. Ильинский — помещает «перестройку», как историческое событие в более широкий и глубокий исторический контекст уже происшедшего с Россией, чтобы представить Происшедшее в более правдивом, объективном, неангажированном виде. Автор стремится на основе документальных источников воссоздать подлинную картину советской истории и выявить историческую истину о событиях Октябрьской революции, которые в работах А. Н. Яковлева представлены недостоверно.
В статье опровергается миф А. Н. Яковлева об Октябрьской революции как «контрреволюционном перевороте», приведшем страну к формированию якобы неэффективного экономического хозяйства. Автор данной статьи раскрывает историю целого ряда событий, начиная с Манифеста 1826 г., запретившего открытое обсуждение крепостного права, показывает сложность предреволюционной ситуации, показывает особенности участия в этих процессах многочисленных политических партий и союзов, Государственной думы, Совета министров, Временного правительства. И, таким образом, развенчивает миф, обеспечивающий «легитимность» тем действиям, которые привели в 1991 г. к уничтожению Советского Союза — «крупнейшей геополитической катастрофе XX века», по оценке Президента России Владимира Путина.
Московский гуманитарный университет
2021-07-27 00:00:00
application/pdf
https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/1388
Znanie. Ponimanie. Umenie; № 2 (2021)
rus
(c) 2021 Журнал "Знание. Понимание. Умение" (составление), авторы
oai:ojs.journals.mosgu.ru:article/898
2019-04-04T07:05:44Z
zpu:%D0%A0%D0%9E
nmb a2200000Iu 4500
"190404 2019 eng "
2218-9238
1998-9873
dc
Межвоенные годы в СССР (1921–1939), или Готовил ли Сталин страну к Большой войне?
Ильинский, Игорь Михайлович
Московский гуманитарный университет
СССР; история России; Гражданская война; Великая Октябрьская революция; Великая Отечественная война; большевики; советский период; В. И. Ленин; И. В. Сталин; Л. Д. Троцкий, Н. И. Бухарин, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев
В статье анализируется сложный период в истории СССР — годы становления советской власти, политических, экономических, социальных решений после окончания Гражданской войны и до начала Великой Отечественной войны. Рассматриваются проблемы изучения истории, трактовок деятельности политических лидеров современным научным знанием и вопросы переменчивости общественного мнения.
Московский гуманитарный университет
2019-04-04 10:00:21
application/pdf
https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/898
Znanie. Ponimanie. Umenie; № 1 (2019)
rus
(c) 2019 Журнал "Знание. Понимание. Умение" (составление)
oai:ojs.journals.mosgu.ru:article/573
2018-10-03T06:43:49Z
zpu:%D0%A0%D0%9E
nmb a2200000Iu 4500
"171220 2017 eng "
2218-9238
1998-9873
dc
Выступление на открытии Торжественной церемонии вручения Международной Бунинской премии 2017 года
Ильинский, Игорь Михайлович
Московский гуманитарный университет
Бунинская премия; русская литература; русская поэзия; Московский гуманитарный университет
Текст выступления председателя Попечительского совета Бунинской премии, члена Союза писателей России, ректора Московского гуманитарного университета на открытии Торжественной церемонии вручения Международной Бунинской премии в номинации «поэзия», которая прошла в Московском гуманитарном университете 24 октября2017 г.
Московский гуманитарный университет
2017-12-20 21:30:53
application/pdf
https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/573
Znanie. Ponimanie. Umenie; № 4 (2017)
rus
(c) 2017 Журнал "Знание. Понимание. Умение" (составление)
oai:ojs.journals.mosgu.ru:article/1580
2022-09-08T07:10:51Z
zpu:%D0%A0%D0%9E
nmb a2200000Iu 4500
"220906 2022 eng "
2218-9238
1998-9873
dc
Молодежь и строительство нации
Ильинский, Игорь Михайлович
Московский гуманитарный университет
российское общество; молодежь; образование; Россия и Запад; реформы; молодежная политика
В своей статье известный социальный философ, ректор Московского гуманитарного университета И. М. Ильинский обсуждает проблему образования и воспитания молодежи в контексте строительства новой российской нации. Согласно точке зрения автора, корни проблем, с которыми столкнулось сегодняшнее российское общество — в перестройке и последующих реформах 1990-х гг. В этот период произошла деградация системы образования, как и всех остальных сфер жизни российского общества. В статье обсуждается целый ряд проблем — образования, воспитания, формирования человеческого потенциала, взаимодействия России с Западом, демографическая ситуация. Автор высоко оценивает роль нынешнего президента РФ В. В. Путина в укреплении российского общества и государства. Выход из кризисной ситуации, который предлагается в статье, заключается в проведении сильной молодежной политики, направленной на формирование активного, самостоятельного, образованного, патриотически настроенного человека, способного понимать смысл происходящего.
Московский гуманитарный университет
2022-09-06 00:00:00
application/pdf
https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/1580
Znanie. Ponimanie. Umenie; № 2 (2022)
rus
(c) 2022 Журнал "Знание. Понимание. Умение" (составление)
oai:ojs.journals.mosgu.ru:article/301
2016-10-18T11:11:04Z
zpu:%D0%A0%D0%9E
nmb a2200000Iu 4500
"161014 2016 eng "
2218-9238
1998-9873
dc
О «правильном образовании» для России XXI века
Ильинский, Игорь Михайлович
Московский гуманитарный университет
правильное образование; высшее образование; проблема понимания; российское образование; проблема воспитания; проблемы российского образования; проблемы российского общества; глобальные проблемы
В статье представлены размышления по острым проблемам российского образования. Автор обосновывает приверженность к классическому методу обучения (аудитория — студент — преподаватель — семинары — практика и т. д.), на которых базируется работа Московского гуманитарного университета. Метод не только оправдал себя за долгие годы, в том числе в период реформирования образования в России, но и считается предпочтительным самими студентами. Вопреки распространенному представлению об образовании и воспитании как автономных процессах образование должно стать единым целенаправленным процессом.
Актуальной проблемой является развитие исследовательского образования, которое должно быть стратегической задачей и общества, и государства. Надо говорить далеко не обо всех обучающихся, а об определенных группах школьников и студентов, перспективных с точки зрения овладения современным знанием. Российское общество спасет только подготовка значительной части выпускников школ, среднего профессионального и высшего образования, способных понимать окружающий мир и происходящее в нем, способных творить.
В правильной системе образования необходим баланс равновеликих и взаимодополняющих подсистем точных и естественных наук, с одной стороны, и общественных и гуманитарных — с другой. Сегодня утрачено правильное соотношение между этими подсистемами. Следует преодолеть недооценку общественного и гуманитарного знания в современном образовании и осознать дисбаланс подсистем как еще одну глобальную проблему человечества.
Московский гуманитарный университет
2016-10-14 14:49:51
application/pdf
https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/301
Znanie. Ponimanie. Umenie; № 3 (2016)
rus
(c) 2016 Знание. Понимание. Умение
oai:ojs.journals.mosgu.ru:article/1409
2021-10-07T10:33:19Z
zpu:%D0%A0%D0%9E
nmb a2200000Iu 4500
"211005 2021 eng "
2218-9238
1998-9873
dc
Как «дикий ковбой» Рейган и «новомысл» Горбачев уничтожали СССР (размышления над книгой П. Швейцера «Победа. Роль тайной стратегии США в распаде Советского Союза и социалистического лагеря»)
Ильинский, Игорь Михайлович
Московский гуманитарный университет
СССР; Россия; США; Рейган; Горбачев; перестройка
В статье рассматриваются причины резкого ослабления СССР во второй половине 1980-х гг. и его последующего распада. Автор выдвигает в качестве основных две такие причины: внешнюю (политика администрации президента Р. Рейгана в США, изначально направленная на подрыв могущества СССР) и внутреннюю (действия руководства СССР во главе с М. С. Горбачевым). Автор статьи — известный социальный философ И.М. Ильинский — вслед за П. Швейцером показывает, что внешний фактор был не менее значимым, чем фактор собственно внутреннего «предательства». Более того, именно внешняя политика Рейгана в отношении СССР подготовила приход и последующий «успех» всей политики Горбачева, направленной на развал Советского Союза.
В статье подробно рассматриваются основные результаты политики Рейгана в отношении СССР, особая роль некоторых близких к Рейгану политиков в ослаблении социализма, а также прослеживается путь возвышения в политике М. С. Горбачева, осуществленного при помощи Запада.
Делается вывод о том, что сегодня США по-прежнему являются для России главным противником.
Московский гуманитарный университет
2021-10-05 00:00:00
application/pdf
https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/1409
Znanie. Ponimanie. Umenie; № 3 (2021)
rus
(c) 2021 Журнал "Знание. Понимание. Умение" (составление)
oai:ojs.journals.mosgu.ru:article/967
2020-01-09T08:07:00Z
zpu:%D0%A0%D0%9E
nmb a2200000Iu 4500
"190628 2019 eng "
2218-9238
1998-9873
dc
И. А. Бунин: тайны явления и жизни классика
Ильинский, Игорь Михайлович
Московский гуманитарный университет
Бунин; русская литература
В то время, когда в Одессе воруют мемориальною доску cо стены на доме, где жил автор «Окаянных дней», в нашей стране готовятся с размахом отметить 150-летие со дня рождения первого русского нобелевского лауреата И. А. Бунина. 20 марта 2019 г. руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, председатель оргкомитета по подготовке и проведению его празднования М. В. Сеславинский утвердил План основных мероприятий на 2019–2020 гг.
М. В. Сеславинский отметил: «Иван Алексеевич Бунин для всех для нас — любимый писатель и поэт, в судьбе которого, как в капле воды, отразились все перипетии XX века, дореволюционной России и эмиграции. Нельзя сказать, что его имя было забыто в советские годы, но все равно долг остался перед памятью, перед творчеством, и задача оргкомитета сегодня поднять фигуру Бунина на тот пьедестал, который он заслуживает». В соответствии с планом юбилейные мероприятия в 2020 г. пройдут в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Орле и других городах страны. Это будут публикации изданий, открытие музеев, проведение фестивалей, научных, образовательных и культурно-просветительских мероприятий, конкурсов, тематические выставки, творческие вечера, посвященные памяти великого русского писателя.
В этом году ректор Московского гуманитарного университета, председатель Попечительского совета Международной литературной Бунинской премии профессор Игорь Михайлович Ильинский стал лауреатом Национальной премии «Лучшие книги года — 2018» в номинации «Культура, культурология» за монографию «И. Бунин — “буревестник” революции». Среди лауреатов этого года Юрий Михайлович Поляков, Владимир Ростиславович Мединский, Татьяна Васильевна Доронина, Лео Антонович Бокерия, Михаил Геннадиевич Делягин, Игорь Юрьевич Юргенс, Зденек Грабица (Чехия), Стивен Коэн (США), Чжии Цай (КНР), Мирослав Даниш (Словакия), Мария Кирилловна Залеская, Михаил Зиновьевич Юрьев и др.
Национальная премия «Лучшие книги года» была учреждена в 2000 г. Российской государственной библиотекой, «Литературной газетой», Русским биографическим институтом, культурно-просветительским центром «Орден».
В своей монографии И. М. Ильинский делится мыслями об особых чертах личности и творчества И. А. Бунина, снимая ненужный глянец с образа выдающегося писателя и поэта. В преддверии бунинского юбилея редакция журнала «Знание. Понимание. Умение» публикует главу из этой книги.
Московский гуманитарный университет
2019-06-28 10:09:11
application/pdf
https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/967
Znanie. Ponimanie. Umenie; № 2 (2019)
rus
(c) 2019 Журнал "Знание. Понимание. Умение" (составление)