2024-03-29T06:29:49Z
https://journals.mosgu.ru/zpu/oai
oai:ojs.journals.mosgu.ru:article/257
2016-10-29T17:50:42Z
zpu:%D0%9F%D0%A7
"160627 2016 eng "
2218-9238
1998-9873
dc
Биосоциальный человек и возможные направления антропосоциальной эволюции
Туринцева, Елена Анатольевна
Иркутский государственный университет
Решетникова, Екатерина Владимировна
Иркутский государственный университет
биосоциология; антропосоциальная эволюция; развитие человека; гуманизм; трансгуманизм
В статье обсуждается биосоциальная сущность человека и связанные с ней перспективы развития человечества. Предмет статьи рассматривается с точки зрения концепции биосоциологии, предложенной Вал. А. Луковым, — с позиций междисциплинарности, встречного дрейфа естественных и гуманитарных наук, как новое теоретизирование на тему соотношения биологического и социального в человеке.
Исследование выявило, что если определять социальное и личностное как развитие универсальных для царства животных биологических стратегий, то содержательным отличием эволюции человека от эволюции других животных, имевших на вооружении те же стратегии, явилось параллельное и равновесное развитие биоиндивидуального организма (личности) и социальности (общества). Сегодня направления антропосоциальной эволюции могут быть связаны с возможными перекосами в сторону превалирования развития личности или в сторону общественного императива, одинаково приводящих к уничтожению человека как такового и катастрофе человечества. В случае же сохранения равновесия человечество может успешно развиваться.
Если же понимать социальное как «небиологическое», то в этом случае можно подойти к проблеме биосоциального человека с позиций разграничения естественного и искусственного и связать социальное прежде всего с орудийной деятельностью человека, развитием техники и технократической цивилизации. Сегодня симбиоз человека и техники вполне способен создать принципиально новое тело, причем проще и выгодней создать небиологическое тело из нанокомпозитных материалов, лишенное многих «человеческих», организменных функций и обусловленных ими систем. Таким образом, в будущем человек частично или полностью будет лишен конституирующего человека биологического тела. Возникает также вопрос относительно оснований для обществообразующего взаимодействия «новых людей» — киборгов. Авторы рассматривают несколько вариантов и приходят к выводу о неизбежности создания «культивируемого» общества у киборгов.
В этой связи в рассуждениях с точки зрения определения биосоциального человека как соотношения естественного и искусственного авторы предполагают постепенный и полный переход от естественного к искусственному миру, в конечном счете без человека и его социальности.
Московский гуманитарный университет
2016-06-27 00:00:00
application/pdf
https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/257
Znanie. Ponimanie. Umenie; № 2 (2016)
rus
(c) 2016 Знание. Понимание. Умение
oai:ojs.journals.mosgu.ru:article/256
2016-10-29T17:47:19Z
zpu:%D0%9F%D0%A7
"160627 2016 eng "
2218-9238
1998-9873
dc
Социогуманитарное сопровождение инновационных проектов в биомедицине
Тищенко, Павел Дмитриевич
Институт философии РАН
Юдин, Борис Григорьевич
Институт философии РАН, Московский гуманитарный университет
биоэтика; этическая экспертиза; социогуманитарная экспертиза; технонаука; социогуманитарное сопровождение; инновации; институт человека
Биомедицинские инновации на уровне манипуляций с подчас невидимыми на глаз клеточными и субклеточными структурами провоцируют помимо воли своих разработчиков глубинные социальные процессы, порождающие самые разнообразные и неожиданные последствия, которые зачастую становятся источниками социальной нестабильности. Концепция социогуманитарного сопровождения инновационной деятельности включает ранее разработанные идеи этической и социогуманитарной экспертизы (проактивной диагностики, оценки и менеджмента рисков).
Инновации — это события совместного производства (co-production) знаний и форм их социального усвоения. Не только ученые должны нечто понять, а инженеры нечто разработать, но и представители различных социальных групп должны осознать для себя личный, профессиональный и (или) общественный смысл открытий и изобретений (как состоявшихся, так и возможных). Решая эти задачи, биоэтика в режиме совместного производства c биомедицинскими науками и технологиями упорядочивает сферу социальных отношений, примерно так же, как и наука вносит порядок в мир природных отношений, — в этом смысл идеи социогуманитарного сопровождения инновационной деятельности.
Наука и технологии будущего — это сложный объект с точки зрения управления. Причем сложным является не только объект управления наукой и технологиями. В своем современном развитии само управление правильно характеризуется как сложное, как управление не сложностью, а изнутри самой сложности. Все более интенсивными становятся усилия, коренящиеся в этике, такие как ответственные исследования и инновации, идущее снизу вовлечение общественности, демократизация выработки повестки дня исследований и инноваций. Свое место в этом процессе может занять концепция социогуманитарного обеспечения инновационной деятельности, обеспечивая диалог между ее основными стейкхолдерами.
Московский гуманитарный университет
2016-06-27 00:00:00
application/pdf
https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/256
Znanie. Ponimanie. Umenie; № 2 (2016)
rus
(c) 2016 Знание. Понимание. Умение