670
10.17805/zpu.2018.1.20
Проблемы филологии и искусствознания
Российская музыкальная оккультура: исследовательский эскиз
Russian Music Occulture: A Researcher’s Sketch
Российская музыкальная оккультура: исследовательский эскиз
Носачев
Павел Георгиевич
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
pavel_nosachev@bk.ru
Макаров
Владимир Сергеевич
Lamazhaa
Chimiza Kuder-oolovna
Гайдин
Борис Николаевич
Луков
Валерий Андреевич
Луков
Сергей Валерьевич
Умаркулова
Нилуфар
Канарш
Григорий Юрьевич
Воротников
Юрий Леонидович
Астафьева
Ольга Николаевна
Буранок
Олег Михайлович
Колин
Константин Константинович
Малинецкий
Георгий Геннадьевич
Маралов
Владимир Георгиевич
Мосяков
Дмитрий Валентинович
Сманцер
Анатолий Петрович
Трыков
Валерий Павлович
Шабров
Олег Федорович
Макаров
Владимир Сергеевич
Lamazhaa
Chimiza Kuder-oolovna
Гайдин
Борис Николаевич
Луков
Валерий Андреевич
Луков
Сергей Валерьевич
Лисович
Инна Ивановна
Умаркулова
Нилуфар
Косенко
Сергей
Канарш
Григорий Юрьевич
30
03
2018
2018
1
41
(c) 2018 Журнал "Знание. Понимание. Умение" (составление)
2018
В статье применяется теория оккультуры британского религиоведа К. Патриджа к реалиям музыкальной культуры. Для этого выделяются несколько форм музыкальной оккультуры, эксплуатирующих темы истернизации, нативизма, экологизма, и типы музыкантов, играющих с ее образами: адепт, коммерческий проект, бриколер.Под адептом понимается музыкант, являющийся представителем того или иного эзотерического учения; под коммерческим проектом — музыкант или группа, работающая в стиле или направлении, эстетически сформированном оккультурой, при этом эксплуатация ее тем носит чисто коммерческий характер; под бриколером понимается музыкант, обыгрывающий темы оккультуры, главной чертой которого является то, что свое творческое видение он ставит на первое место, иными словами, это творец, создающий свое произведение из подручного материала оккультуры.Эта схема проецируется на современную российскую музыкальную культуру, рассматриваются примеры всех типов оккультурных влияний в российской музыке и демонстрируется эвристичность теории оккультуры для ее анализа. Тип музыкантов-адептов рассматривается на примере родноверческого движения, таких групп, как Butterfly Temple, «Сварга», «Алконост», «Аркона», «Твердь». К этому типу относятся музыканты, подвергшиеся серьезному влиянию советского эзотерического андеграунда (А. Ф. Скляр, В. Шумов, С. Курехин). Специфика коммерческих проектов рассматривается на примерах групп «Ария», «Князь» и фестивальной культуры. Творчество бриколеров анализируется на примерах Б. Гребенщикова, С. Калугина, Р. Анчевской и П. Короленко.В итоге делается вывод, что русская музыкальная культура во многом действует по заложенным на Западе принципам и, так же как и западная, эксплуатирует темы оккультуры, но при этом в творчестве бриколеров обретает свои оригинальные черты.
The article applies the occulture theory by the British religion scientist C. Patridge to the realities of music culture. For this purpose, several forms of music occulture are defined; they exploit the subjects of easternisation, nativism, and ecologism, as well as the types of musicians playing with its images: adept, commercial project, and bricoleur.An adept is a musician who represents a particular esoteric teaching; a commercial project is a musician or a group working in the genre or style that was aesthetically shaped by occulture, in this case their exploiting of occulture is of a purely commercial nature. A bricoleur is a musician who plays around with occulture themes, and puts their own creative vision in the first place, in other words, composes their piece of music with the occulture material at hand.This scheme is projected onto the modern Russian music culture, considering examples of all types of occulture influence in Russian music and demonstrates the heuristic nature of the occulture theory for its analysis. The adept type of musician is analysed drawing on the example of the Russian Rodnovery movement, represented by groups like "Butterfly Temple", "Svarga", Alkonost”, “Arkona”, and “Tverd”. This type also includes musicians who were strongly influenced by the Soviet esoteric underground (A. F. Sklyar, V. Shumov, S. Kuryokhin). The specifics of commercial projects is shown in the study by the groups "Aria", "Knyazz" and festival culture. Bricoleurs’ music is analysed through B. Grebenshchikov, S. Kalugin, R. Anchevskaya and P. Korolenko.The author draws a conclusion that Russian musical culture largely follows the principles that were laid in the west and, similar to western culture, exploits occulture themes, but acquires its original features in the music of bricoleurs.
В статье применяется теория оккультуры британского религиоведа К. Патриджа к реалиям музыкальной культуры. Для этого выделяются несколько форм музыкальной оккультуры, эксплуатирующих темы истернизации, нативизма, экологизма, и типы музыкантов, играющих с ее образами: адепт, коммерческий проект, бриколер.Под адептом понимается музыкант, являющийся представителем того или иного эзотерического учения; под коммерческим проектом — музыкант или группа, работающая в стиле или направлении, эстетически сформированном оккультурой, при этом эксплуатация ее тем носит чисто коммерческий характер; под бриколером понимается музыкант, обыгрывающий темы оккультуры, главной чертой которого является то, что свое творческое видение он ставит на первое место, иными словами, это творец, создающий свое произведение из подручного материала оккультуры.Эта схема проецируется на современную российскую музыкальную культуру, рассматриваются примеры всех типов оккультурных влияний в российской музыке и демонстрируется эвристичность теории оккультуры для ее анализа. Тип музыкантов-адептов рассматривается на примере родноверческого движения, таких групп, как Butterfly Temple, «Сварга», «Алконост», «Аркона», «Твердь». К этому типу относятся музыканты, подвергшиеся серьезному влиянию советского эзотерического андеграунда (А. Ф. Скляр, В. Шумов, С. Курехин). Специфика коммерческих проектов рассматривается на примерах групп «Ария», «Князь» и фестивальной культуры. Творчество бриколеров анализируется на примерах Б. Гребенщикова, С. Калугина, Р. Анчевской и П. Короленко.В итоге делается вывод, что русская музыкальная культура во многом действует по заложенным на Западе принципам и, так же как и западная, эксплуатирует темы оккультуры, но при этом в творчестве бриколеров обретает свои оригинальные черты.
modern music
rock music
music occulture
Western esotericism
Rodnovery
C. Partridge
S. Kalugin
R. Anchevskaya
P. Korolenko
A. F. Sklyar
современная музыка
рок-музыка
музыкальная оккультура
западный эзотеризм
родноверие
К. Партридж
С. Калугин
Р. Анчевская
П. Короленко
А. Ф. Скляр